Думала, разорву обидчицу к чертовой матери

На модерации Отложенный

Белорусская баскетболистка Елена Левченко рассказала, как ее избивали в Китае

С начала недели баскетбольное сообщество планеты обсуждает инцидент в женском чемпионате Китая. Там представительницы команды «Шанхай» устроили целенаправленную охоту на Елену Левченко — белорусскую центровую, выступающую в рядах конкурентов из «Гуандуна». Легионерку несколько матчей кряду (с разницей в несколько суток) прямо на площадке избивали так, что на лице 32-летней уроженки Гомеля не осталось живого места. Корреспондент «Ленты.ру» поговорил с пострадавшей.

«Лента.ру»: С чего все началось?

Елена Левченко: Знаете, каких-то конкретных предпосылок к агрессии не просматривалось. Да, в китайском первенстве всегда играют грязно — то по рукам бьют, то локтями всю спину превращают в сплошной синяк, то царапают так, что кровь потом лишь с помощью докторов останавливаешь. Но поиграв здесь несколько сезонов, к подобным вещам привыкаешь: слабый уровень доморощенных спортсменок и очень низкая квалификация судей способствуют грязи на площадке. Главное, не терять концентрацию и не срываться, когда терпение лопается и хочется постоять за себя. Вроде как выдержку за несколько сезонов выступлений в WCBA натренировала, перестала бурно реагировать. Но то, что произошло пару дней назад, уже ни в какие ворота не лезет.

Эти кадры уже облетели весь мир…

Мы играли матч регулярного чемпионата с «Шанхаем». Здесь первенство построено таким образом, что с одним и тем же соперником ты встречаешься чуть ли не десяток раз. Так что мы изрядно друг другу надоели. Может, это, или то, что мы «Шанхай» никогда так просто не отпускали, или мои неплохие действия в том поединке соперниц из равновесия вывели. Но незадолго до конца матча в безобидной ситуации под кольцом центровая конкуренток просто наотмашь ударила меня по лицу. Знаете, было бы еще полбеды, окажись на месте нарушительницы местная баскетболистка низкой квалификации. Но била-то меня такая же легионерка: центровая сборной Австралии Лиз Кэмбедж, с которой встречались до этого и в женской НБА, и на чемпионатах мира, и в товарищеских поединках.

Била намеренно?

Да, и это шокировало больше всего. Матч близился к концу, соперник рисковал проиграть — и, видимо, таким способом решил одним махом решить все проблемы. Ведь меня после этого увели в раздевалку, чтобы остановить кровь, а затем отправили в больницу, где наложили с десяток швов. «Гуандун» же без центровой ничего двухметровой Кэмбедж противопоставить не смог, и проиграл два очка.

Австралийка извинилась?

Какое там — ни она, ни баскетболистки «Шанхая», ни их менеджер к нам даже не подошли! Более того, Лиз оставили в игре, выписав персональное замечание, хотя по всем правилам баскетбола такой фол автоматически влечет за собой выдворение с паркета. Она бы и без дисквалификации обошлась. Но местная пресса подняла шумиху, плюс наш клуб написал официальное письмо в федерацию — и Кэмбедж на одну игру от «регулярки» все же отстранили.


 Фото: личный архив Елены Левченко / championat.com 1/3

Однако история с охотой на вас, как понимаю, на этом не закончилась…

К сожалению, это были только цветочки. Здешний календарь игр настолько странен, что следующий матч мы вновь должны были провести против «Шанхая». К тому моменту меня выписали из больницы, обколов обезболивающими. От них, к сожалению, побочный эффект был такой ужасный, что сутки не могла прийти в норму. Однако на матч меня заявили: руководство посчитало, мол, если могу стоять на ногах и ловить мяч, значит, способна играть. Здесь это нормальная практика: в команде разрешается иметь лишь одного легионера, это самые высокооплачиваемые игроки, и гоняют их до изнеможения, чтобы отбить каждую копейку.

Словом, выбора у вас не было?

Да, вышла я через «не могу» на матч: лицо распухло, левый глаз видит с трудом, швы болят. И тут уже в самом начале игры получаю по новой! Слава богу, что соперница зарядила по другой стороне лица — попади она в свежие раны, точно бы с вами сейчас не разговаривала. Опять же бьют сильно, намеренно и целенаправленно — пусть это была не Кэмбедж, а ее китайская подруга по команде. Арбитры, правда, сразу свистнули, показали дисквалифицирующий фол, но мне от этого точно легче не стало.

На записи видно, что от расправы над хулиганкой вас удержали только подруги по команде…

В тот момент думала, что разорву ее к чертовой матери! Представьте: только вернулась из больницы, еле-еле держусь на ногах после всей этой хирургии, чуть с ума не сошла от уколов — и опять все по новой. К тому же выбесило осознание умышленности фола.

После первого инцидента мне написали многие девчонки, с кем играла в женской НБА, — в том числе и те, кто выступал в Китае. Так вот, они рассказывали, что «Шанхай» уже практиковал такие методы выведения соперниц из строя.

И сейчас, похоже, снова взялся за свое…

Даже в местной прессе, как перевели друзья, это всерьез обсуждается. Честно сказать, я бы в эти заговоры верить не хотела. Но видя то, как вела себя скамейка соперниц, как отнеслись к произошедшему после рецидива их тренеры, призадумаешься. Чтобы вы понимали: перед повторным матчем проводили в зале «Шанхая» бросковую тренировку. Так вот, никто из тамошних представителей — ни игроки, ни менеджеры, ни обслуживающий персонал — не подошли к нам извиниться, как-то сгладить ситуацию. Ничего не произошло, все нормально, продолжаем жить, как будто ничего не было.

Не боитесь, что в следующий раз не сдержитесь и зарядите обидчице по лицу в ответ?

Искренне надеюсь, что следующего раза не будет. Хотя если глянуть на решения дисциплинарной комиссии, вынесенные по моему делу буквально за пару часов до нашего разговора, сомневаюсь, что насилию в WCBA положен конец. День местные функционеры потратили на то, чтобы изучить видеозаписи, отчеты судей и протесты со стороны нашего клуба, после чего решили так строго наказать «Шанхай», что мне аж смешно стало. Кэмбедж дали одну игру дисквалификации, которую она и так уже отсидела, китайскую центровую отстранили от игр на пять матчей, а сам клуб оштрафовали на сумму, эквивалентную 500 долларам. Как понимаете, такие наказания никого от подобных маневров не остановят.

Знаете, что ваша история не прошла мимо СМИ в СНГ?

Да, и за это спасибо белорусскому журналисту Дмитрию Герчикову. Если бы не он, на родине наверняка даже никто не узнал бы о моих «приключениях». Однако заметка, которую Дима опубликовал на одном из порталов, вызвала резонанс. Знаю, что белорусская федерация баскетбола направила письма в ФИБА и китайским коллегам с требованием жестко отреагировать на инциденты, пообещав и в дальнейшем защищать интересы игроков национальной сборной. Опять же медийный интерес проявился: вы обратились, из Беларуси пошли просьбы ситуацию прокомментировать. Я изначально сама ничего не говорила и нигде ничего не выкладывала, чтобы люди не думали: мол, сама выбирала, где играть, ехала в другой мир, а теперь жалуется. Но, уверена, жестокости в женском баскетболе не место. А потому охотно иду на контакт с прессой, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем. Ну и, наверное, чтобы коллеги не думали, что в Китае зарабатываются легкие деньги. К здешней ментальности и культуре приспособиться очень сложно. Я играю в WCBA уже несколько лет — и все равно некоторые вещи по-прежнему ставят в тупик. Речь не только о баскетболе. Скажем, когда защищала цвета «Ляонина», чувствовала себя как на военных сборах — гостиница, где жили командой, походила на казарму. Маленькая комната без плиты, холодильника — доходило до того, что скоропортящиеся продукты хранила за окном. В плане личных свобод порой сталкивалась с тотальным контролем: даже в выходной не выпускали в город купить предметы первой необходимости, поскольку тренер считал, что в день отдыха все должны находиться дома и лежать на кровати, попусту не расходуя энергию.

Елена Левченко
 Елена Левченко Фото: Aniko Kovacs / MTI / AP

Китайская кухня тоже весьма своеобразна…

Да, и к ней приходится приспосабливаться. Особенно за командными обедами, когда могут принести в качестве одного из лакомств утиные головы. Помню, первое время некоторые «изыски» даже фотографировала и выкладывала в Instagram, чтобы друзья в Беларуси понимали, с чем приходится здесь сталкиваться. Но опять же, профессиональным спортсменам к этому — да и ко всему в быту, наверное — надо уметь приспосабливаться. К тому же календарю, когда по две недели проводишь в разъездах по всей стране и чемоданы дома фактически не распаковываешь. Или к командным собраниям, что варьируются по длительности от пяти минут до часа-полутора — и вместо тактического анализа дарят тебе «флешбэк» в коммунистическое прошлое с лозунгами «за родину» в качестве мотивации.

После всего, с чем столкнулись в Поднебесной, жалеете о проведенных там трех годах жизни?

Нет, это опыт. Опыт уникальный и ни с чем не сравнимый. Он сделал меня сильнее, терпеливее, тверже. Всегда работала по принципу: «Каждую секунду в мире кто-то где-то становится лучше, чем я». Так вот, жизнь в Китае ни на мгновение не позволяла расслабиться, дать себе поблажку, постоянно держала в тонусе. И благодаря этому я определенно становилась лучше и как спортсменка, и как человек.