Закат \"демократизатора\": Михаил Саакашвили близок к отставке?

На модерации Отложенный

Президент Грузии Михаил Саакашвили оказался в трудном положении. Вновь и вновь пытается он привлечь внимание к своей персоне, но получается это с каждым днем все хуже и хуже. Страстное желание быть допрошенным в ходе заседания специальной депутатской комиссии, спешно созванной для расследования августовских событий, было предсказуемо удовлетворено – кто же посмеет отказать любимому вождю. Слишком уж много шума наделала грубая и плохо срежессированная "подстава" с участием президента дружественной Польши Леха Качиньского (это признали, в том числе, представители польских спецслужб), а также ставшие в Грузии сенсационными откровения бывшего владельца канала "Рустави-2" и бывшего посла в Москве Эроси Кицмаришвили. Будучи проверенным членом правящей "розовой" команды (не далее как в минувшем мае он "клялся мамой", утверждая, что в Тбилиси и не думают нападать на Абхазию), на этот раз Кицмаришвили фактически подтвердил российскую точку зрения на конфликт. За это его чуть было не избили не в меру темпераментные коллеги, причем в прямом эфире грузинского телевидения. Против экс-посла пообещали возбудить уголовное дело, однако скандал получился отменным – вот и пришлось действующему президенту бросаться "на амбразуру" самолично. Рушится стена лжи, столь тщательно возводившаяся им на протяжении трех последних месяцев – есть от чего прийти в отчаяние.

Свои показания, которые транслировались на всю страну, незадачливый пожиратель галстуков начал давать в пятницу, 28 ноября. Ничего нового он, впрочем, не сказал, заявив, что начало военных действий в Цхинвальском регионе (так Южную Осетию продолжают называть в Грузии) было ответом на вторжение российских войск на грузинскую территорию.

Вообще, заседания депутатской комиссии с некоторых пор превратились в достаточно любопытное шоу, в ходе которого порой можно было услышать даже крупицы правды (вроде упомянутых выше заявлений экс-посла). Думается, однако, что затевалось это действо для совсем иных целей. Версии, первоначально обкатывавшиеся в ходе заседаний комиссии, были призваны поубедительнее спихнуть ответственность за начало августовской авантюры с действующего лидера на кого-либо еще. Так, сначала нам попробовали рассказать, что это у горячего грузинского генерала Мамуки Курашвили якобы не выдержали нервы, вот и велел он немножко пострелять по Цхинвалу из "Градов", которые, подобно "роялю в кустах", совершенно случайно оказались сосредоточены в зоне конфликта. За что бравый "миротворец" получил даже выговор, как, собственно, и принято в любой уважающей себя демократии. Версия выглядела красиво и могла сойти для местной аудитории, однако оказалась явно неубедительной даже для "друзей Грузии", которые уже начали потихоньку разочаровываться в главном кавказском "демократизаторе". Дошло до того, что ему даже стали подыскивать замену в виде "железной леди" Нино Бурджанадзе, пафосно презентующей собственный фонд и рассылающей "граду и миру" открытые письма с критикой действующего президента.

И тогда родилась версия номер два, которую, собственно, неудавшийся "собиратель грузинских земель" и попытался впарить легковерной публике – как у себя, так и за рубежом. Оказывается, 6-7 августа "русские империалисты" начали "агрессию" против "смелой кавказской демократии". И только тогда, проявив чудеса оперативности, грузинский лидер привел армию в боевую готовность и за пару часов перебросил в Южную Осетию отборные части, танковые колонны, установки "Град", военные госпиталя, операционные морги, мобильные командные пункты и много чего еще. Правда, про "русские танки", готовые намотать на свои гусеницы хрупкую грузинскую демократию, он тогда, в первые часы нападения на Цхинвал, ничего не говорил, должно быть не хотел вспугнуть ненароком "агрессора". На космических снимках, которые некоторое время назад приводились в качестве доказательств "непропорциональных" действий российской армии и осетинских формирований, факт продвижения боевых колонн в указываемый грузинскими властями период зафиксирован также не был. Ближайший соратник президента, министр по вопросам интеграции (или дезинтеграции?) Грузии Темури Якобашвили и вовсе был уверен, что русские очень медлительны и вряд ли что-то предпримут, а потому грузинской армии следует повторить хорватскую операцию в Сербской Краине образца 1995 года.

Но, если факты не соответствуют позиции господина Саакашвили, тем хуже для фактов. Грузинский вождь обвинил Москву в подготовке планов нападения на его страну, которые она якобы вынашивала начиная аж с 2001 года.

Правда, почему в таком случае Россия не признала Абхазию и Южную Осетию уже в 2003 году, когда в Грузии бушевал антиконституционный "розовый" переворот, а долго пыталась найти с новыми правителями общий язык (вспомним хотя бы падение Аслана Абашидзе в Аджарии), он почему-то не объяснил. По версии грузинского лидера, окончательное решение "они приняли в феврале-марте перед Бухарестским саммитом и решением косовского вопроса", а то, что случилось в ночь с 7 на 8 августа, является "оправданными и адекватными мерами" по защите Грузии. Тем, кто знает реальную динамику событий, равно как и очевидцам всего того, что происходило в августе в Цхинвале, вряд ли стоит объяснять абсурдность подобных построений...

Не обошелся Саакашвили и без дежурных восхвалений в адрес США и НАТО, которые, дескать, горой стояли за "территориальную целостность" в рамках бывшей Грузинской ССР. Немалые надежды возлагаются и на Барака Обаму, который, видимо, должен, отложив в сторону мировой кризис и все прочие дела, заниматься исключительно Грузией и ее проблемами. "Я недавно переговорил с избранным президентом США, который уверил меня, что продолжит поддерживать Грузию всеми своими силами", – доверительно делится сокровенным Саакашвили уже в интервью итальянской газете La Repubblica. Однако вряд все эти намеки скроют тот факт, что любимый проект с форсированным вступлением Грузии в НАТО также переживает не лучшие времена...

Сомнения Кондолизы Райс в целесообразности предоставления Грузии ПДЧ интерпретируются в Тбилиси весьма оригинально: мол, никакой такой план по вступлению нам и не нужен, принимайте прямо сейчас – так, как в свое время приняли Венгрию и Польшу. Согласны ли "старые европейцы", которые только-только начали восстанавливать конструктивный диалог с Россией, приобрести себе такую головную боль – этот вопрос грузинских политиков, похоже, интересует мало. Между тем, вопрос этот отнюдь не праздный. Ведь, если Грузия станет полноправным членом НАТО, а очередная провокация будет организована не так топорно, как в случае с Качиньским, то Германия или Франция окажутся в ситуации острого и совсем не нужного им противостояния с Россией. В 1944 году Черчилль писал: "Я готов объявить всему миру, что мы ввязались в войну из-за Польши, что польский народ имеет право на свою территорию, но что мы, тем не менее, не обязаны оберегать польские границы образца 1939 года". Сейчас, конечно, не 1944 год, однако все же наблюдается некоторое типологическое сходство: неуемные "новые европейцы" всеми силами стремятся "развести" партнеров, в данном случае – Россию и "старую" Европу. Выучившие уроки истории и не замеченные в склонности к мазохизму европейцы неизбежно отвернутся от своих некогда любимых питомцев, которые, по выражению зампреда лейбористской партии Грузии Нино Киртадзе, "более походят на маньяков и убийц, чем на людей". На Западе, конечно, будут громко возмущаться словами президента России Дмитрия Медведева, заявившего, что Саакашвили является "политическим трупом". Однако процесс, что называется, уже идет – сколько бы французский лидер Саркози не тряс руку своему грузинскому "другу" и не заверял его в своем полном почтении...

Среди англо-американцев, похоже, также растет разочарование в тбилисском "демократизаторе". 29 ноября британская газета The Times опубликовала статью, в которой "железная леди" Нино Бурджанадзе прямо именуется основной угрозой для президента Грузии. "Она носит прическу как у Маргарет Тэтчер и считает Железную Леди одним из своих политических идолов. Сейчас женский символ грузинской прозападной "революции роз" бросает вызов своему бывшему политическому союзнику Михаилу Саакашвили". По данным постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, Бурджанадзе уже посетила Белый дом и приняла от американского руководства, считающего своим долгом определять внутренние дела Грузии, благословение на президентство.

Похоже, дело действительно идет к замене Саакашвили, однако представляется, что Москве по этому поводу не следует питать особых иллюзий. Блюда, которые будут готовиться на внешнеполитической кухне "грузинской Маргарет Тэтчер", едва ли будут менее острыми, нежели те, которые готовил пока еще действующий президент. Покуда Грузия вместо мирного и нейтрального государства будет оставаться заповедником реваншистов и американских марионеток, России придется уделять этой стране весьма серьезное внимание.

Андрей Арешев