Суд Березовского ждет не дождется

На модерации Отложенный

Заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по делу в отношении предпринимателя Бориса Березовского и его партнера по "Логовазу" писателя Юлия Дубова. И Березовский, и Дубов в настоящее время проживают в Великобритании. Таким образом, оба обвиняемые вряд ли появятся на судебном процессе.

Они обвиняются в мошенничестве и легализации средств, приобретенных преступным путем", сообщила "Интерфаксу" сегодня официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева. Речь идет о событиях 90-х годов, связанных с деятельностью "Автоваза" и компании "Логоваз", в руководство которого входили Березовский и Дубов.

Это дел было возбуждено в 2002 году. Первоначально оно было открыто против Бориса Березовского, а также его компаньонов Бадри Патаркацишвили (ныне покойного) и Юлия Дубова по факту хищения почти 2,5 тысяч машин при проведении "Логовазом" в 1994-1995 годах зачетной сделки с АвтоВАЗом и администрацией Самарской области.

Следствием было установлено, что в мае 1995 года предприятие «АвтоВАЗ» передало областной администрации в счет уплаты местных налогов 2 тысячи 323 своих товарных облигаций на сумму 60 млрд. неденоминированных рублей. Ценные бумаги в свою очередь выкупил у местной администрации «Логоваз», передав в счет оплаты 6 процентов собственных акций. После чего облигации были возвращены на завод в обмен на 2 тысячи 323 автомобиля. По данным следствия, на средства, полученные от сбыта машин, в Подмосковье были приобретены коттеджи на общую сумму более 7 млрд. рублей.

Как известно, бывший заместитель секретаря Совета Безопасности РФ, бывший исполнительный секретарь СНГ по телевидению, член- корреспондент Российской академии наук и лауреат премии Ленинского комсомола Борис Березовский последние восемь лет пользуется особым вниманием Генеральной прокуратуры.

Узнать поподробнее о его предпринимательском пути служители Фемиды решили в апреле 1999 года, объявив магната в розыск и выдав санкцию на арест в качестве обвиняемого по делу «Аэрофлота». Бизнесмену, находившемуся за границей, инкриминировалось «незаконное предпринимательство» и «отмывание незаконно нажитых средств» (вместе с ним по делу проходили бывшие заместители генерального директора авиакомпании Александр Красненкер и Николай Глушков). Под этими формулировками имелся в виду факт хищения крупных сумм путем их перевода через швейцарские компании «Андава» и «Форус» за рубеж - на их счета поступали перечисляемые иностранными авиакомпаниями средства за беспосадочные полеты самолетов в воздушном пространстве России.

По подсчетам следователей, с 1996 по 1999 годы в общей сложности прошло более 900 млн. долларов компании «Аэрофлот». При этом несколько десятки миллионов, по мнению следствия, были выведены из оборота. «Переводчики» средств российской авиакомпании «Андава» и «Форус», как считают в Генпрокуратуре, были созданы при непосредственном участии Березовского, хотя менеджмент этих коммерческих структур и сам бизнесмен тщательно открещивались друг от друга.

Через полторы недели после объявления предпринимателя в розыск Генпрокуратура отменила решение об аресте, поскольку Березовский пообещал вернуться в Россию. А в ноябре 1999 года следователь по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Николай Волков подписал постановление о прекращении уголовного дела по всем статьям, которые были ранее предъявлены Березовскому, за недоказанностью вины. Сам же обвиняемый был переквалифицирован в свидетеля.

В ноябре 2000 года Березовский должен был явиться на допрос в Генпрокуратуру, в ходе которого ему могли бы быть предъявлены новые обвинения. Но олигарх на допрос не явился и объявил, что принял решение не возвращаться в Россию из Европы, где в то время находился.



В сентябре 2001 года Генпрокуратура заочно предъявила обвинение Березовскому по трем пунктам: пособничество в мошенничестве, невозвращение из-за границы валютной выручки и отмывание денег. Он был объявлен в федеральный розыск.

В августе 2002 года Генпрокуратура возбудила уже упомянутое выше уголовное дело против Бориса Березовского, а также его компаньонов Бадри Патаркацишвили и Юлия Дубова по факту хищения почти 2,5 тысяч машин при проведении "Логовазом" в 1994-1995 годах зачетной сделки с АвтоВАЗом и администрацией Самарской области.

В октябре 2002 года Борис Березовский был объявлен в международный розыск. А менее, чем через год власти Великобритании предоставили ему политическое убежище.

В сентябре 2004 года прокуратура Московской области заочно обвинила эмигранта в хищении государственной дачи в подмосковном комплексе «Жуковка», находившейся в ведении управделами президента. Дача была продана в октябре 1999 года АвтоВАЗу и позже переоформлена на имя дочери Березовского Екатерины. Мещанский райсуд выдал постановление об аресте бизнесмена, а 22 сентября Борис Березовский вновь объявлен в международный розыск.

В феврале 2006 года Генпрокуратура возбудила против него очередное уголовное дело в связи с его публичными призывами к насильственному свержению конституционного строя в России. Ему было инкриминировано совершение особо тяжкого преступления по статье, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от 12 до 20 лет. Российский суд заочно выдал санкцию на арест Березовского. Тогда же в феврале министр иностранных дел Великобритании Джек Стро предупредил Березовского, что его статус беженца в связи с последними высказываниями может быть пересмотрен. В частности, он напомнил ему, что «насильственное свержение правительства суверенного государства недопустимо», поэтому Великобритания «не потерпит у себя тех, кто использует Соединенное Королевство в качестве плацдарма для разжигания сопровождающихся насилием беспорядков и терроризма в других странах».

16 апреля 2007 года в отношении Березовского было возбуждено новое уголовное дело по статье «насильственный захват власти» в связи с публикацией его интервью в британской газете «Гардиан», в котором он заявил, что финансирует своих сторонников, готовящих государственный переворот в России.
В 2007 году Савеловский суд заочно приговорил Бориса Березовского к шести годам лишения свободы. Он был признан виновным в мошенническом хищении средств компании "Аэрофлот" на сумму около 215 млн руб. (ст. 159 УК РФ).

Савеловский суд Москвы установил, что соучастниками Березовского являлись бывший первый замгендиректора компании "Аэрофлот" Николай Глушков, бывший коммерческий директор Александр Красненкер, главбух Лидия Крыжевская и экс-руководитель Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Роман Шейнин. В приговоре говорится, что Березовский, "используя свое влияние и высокие должности, обманным путем добился от гендиректора "Аэрофлота" Евгения Шапошникова", чтобы его соучастники были назначены на руководящие должности в авиакомпании.

Юлий Дубов, компаньон Березовского и писатель, написал книгу о первоначальном накоплении олигархом капитала – по сути об истории "Логоваза", которым теперь интересуется Генпрокуратура. Книга называлась "Большая пайка". Отвечая на вопросы заместителя главного редактора "Избранного" Михаила Шевелева, Юлий Дубов сказал :

"Я хотел написать не просто историю "Логоваза", а нечто большее - я хотел рассказать, что вообще происходило с людьми, попавшими в мясорубку русского бизнеса. Я довольно много знаю".