Богемная мода на жилье в \"голубятне\": лофт приходит в Россию

На модерации Отложенный

Жилых лофтов в Москве практически нет, хотя в ближайшее время таковые могут и появиться. Правда, в весьма ограниченном количестве - старые заводы удобнее либо снести, расчистив площадку под застройку, либо переделать в офисы и выставочные залы.

Иметь жилье, не такое, как у большинства, - мечта многих оригиналов. Кто-то везет старинный сруб из архангельской деревни, кто-то отделывает квартиру в сталинском стиле, а творческие прозападно ориентированные натуры питают склонность к лофтам - переделанным помещениям, где ранее располагались заводы и фабрики. Звучит красиво и загадочно: "я живу в лофте", хотя если придерживаться точного перевода с английского, то это означает всего лишь "я живу на чердаке" или даже "в голубятне".

Богемная мода

Когда-то, еще до Второй мировой войны, на Западе, в США, а затем и Европе небогатая богема селилась в зданиях небольших заводов. Неуютные помещения без отделки сдавались дешево и выглядели оригинально. В 1950-1960-х гг. лофты вошли в моду. Своей "голубятней" обзавелись Энди Уорхолл и другие заметные люди искусства. Цены на нестандартное жилье, естественно, взлетели. Художники победнее съехали из лофтов в поисках не столь разорительного жилья, а само слово "лофт" с тех пор означает престижное, красивое и необычное жилье с большими пространствами и минималистским промодизайном: кирпичные стены, цементный пол, ржавые остовы непонятных агрегатов и тому подобной романтикой.

Однако, несмотря на изобилие в России романтических натур (причем некоторым из них романтизм не помешал заработать весьма значительные состояния), лофты у нас в стране только-только начинают появляться. Да и то пока лишь в виде офисов и выставочных помещений. Такую однобокость в развитии дорогого нестандартного жилья директор по маркетингу и продажам ООО "Квартал Эстейт" Сергей Лушкин объясняет тем, что российская практика в вопросе редевелопмента промзон существенно отличается от западной. Так, например, в Англии лофты выполняются на базе небольших промышленных предприятий, которых, скажем, в Лондоне довольно много. В итоге получаются оригинальные, небольшие и недорогие квартиры, которые пользуются популярностью у молодежи. В Москве же промышленные предприятия имеют огромные территории, заводы строились очень быстро, с использованием панельных технологий. Архитектурные изыски в таких зданиях полностью отсутствовали. В итоге промышленные предприятия столицы не только совершенно непривлекательны внешне, но и их внутреннее пространство сложно приспособить для проживания.

Русские реалии

Сейчас, в связи с дефицитом площадей под застройку, в Москве наблюдается тенденция к реконструкции промзон. Осуществляется этот процесс либо за счет полного сноса старых построек, как обветшавших и непригодных к дальнейшему использованию, либо за счет реконструкции - в том случае если здание является исторической или архитектурной ценностью или находится в хорошем состоянии и не требует больших затрат на переоборудование. В случае реконструкции бывшие заводы, научно-исследовательские институты или конструкторские бюро чаще всего превращаются в объекты коммерческой недвижимости, нежели жилые дома. В качестве примера можно привести "Яуза Тауэр" и "Туполев Плаза" в Москве, рассказывает Сергей Лушкин.

Тем не менее оптимисты не теряют надежды использовать под жилье старые заводские помещения. Например, летом прошлого года компания Sestra River Developments начала работы по реализации многофункционального комплекса на территории производственного предприятия Сестрорецкий инструментальный завод в Санкт-Петербурге. Компания планирует переделать завод в современный многофункциональный комплекс. На площади 13,9 га будут реконструированы исторические здания с изменением их первоначальной функции, а также построены новые, причем выдержанные в едином стиле конца XIX века.

Проект предполагается завершить к 2011 году.

В Москве, по словам директора по маркетингу Группы компаний "КОНТИ" Юрия Синяева, в качестве объекта для перспективного строительства лофтов инвесторы рассматривают в том числе площади завода "Серп и молот". На территории фабрики "Красный Октябрь" также возможно строительство жилых лофтов - девелопер рассматривает данный вариант освоения площадей как один из возможных.

Тем временем появляются стилизации под лофты. Например, в конце 2007 года в Москве был выставлен для продажи жилой комплекс "Арт-Хаус". Все квартиры в нем создатели называют лофтами. "Арт-Хаус" представляет собой дом переменной этажности на 30 квартир площадью от 80 до 250 кв. м. Высокие потолки, дополнительное остекление, специализированное архитектурное устройство комплекса - все должно позиционировать это жилье как рассчитанное на утонченных людей. Впрочем, к небогатой, как правило, богеме московские лофты отношения не имеют. Цена в $50 тыс. за кв. м заставила бы сильно задуматься и самого Уорхолла. Что же касается "Красного Октября", то там цены будут, возможно, еще выше. Если, конечно, кризис не разорит потенциальных романтиков-покупателей.

Рыцари XXI века

Пока же творческие люди предпочитают делать в обычных квартирах стилизацию под лофт благо в бюджетном варианте для этого много не надо - требуется снести перегородки, ободрать несущие стены до кирпича и оголить трубы. Есть и более щадящий вариант, и он как раз сейчас популярней - это так называемые "студио", то есть квартира без стен и дверей, поделенная на условные зоны - кухня, гостиная, спальня. Во-первых, получается более в традициях "мещанского уюта", а во-вторых, к закрытому пространству, по мнению специалистов, нас располагает менталитет. "На сегодняшний момент представители российской элиты не готовы жить в помещениях, которые еще недавно были заводскими цехами, - полагает Сергей Лушкин. - Классические формы и интерьеры - вот что планирует получить покупатель, приобретая дорогую квартиру. Человек, предпочитающий стилизовать квартиру под заводское помещение, скорее всего, выберет традиционную квартиру и с помощью элементов дизайна добьется желаемого результата. Жизнь в "индустриальном" помещении, то есть лофте, с трудом можно назвать комфортной, скорее подобное жилье может рассматриваться как пример эксклюзивного варианта. Потенциальными жильцами этой квартиры можно назвать представителей молодого поколения, для которых необычные внешние и внутренние характеристики здания более важны, чем комфорт в привычном представлении".

Наверное, когда лофты в прямом смысле этого слова у нас все же появятся, спрос на них будет. Другое дело, что, учитывая цены, количество покупателей будет крайне малочисленно. Так что, видимо, можно говорить о некоей моде на такого рода жилище, а мода может оказаться недолговременной, все же ночевать в огромном гулком помещении не очень уютно. Это как с британскими замками - наши разбогатевшие соотечественники, вспомнив доблестного рыцаря Айвенго, вдруг осознали, что они уже вполне могут позволить себе купить настоящий замок, с камином, привидениями, закопченными каменными сводами и всеми остальными атрибутами средневековой романтики. Только вот оказалось, что жить там очень неуютно, и стало понятно, почему прежние хозяева предпочитали спать не в огромных залах, а в маленьких комнатках с низкими потолками. Возможно, что жизнь в лофтах окажется тоже довольно неуютной, по крайней мере, поколению, выросшему в тесных российских квартирах. Не надо забывать, что вначале люди искусства селились на пустых цехах по причине бедности, а не из-за того, что это так уж удобно.