Получится ли у Дерипаски создать металлургический \"Газпром\"?

На модерации Отложенный

Суждено ли нам увидеть металлургический "Газпром"? Отчаянные усилия Олега Дерипаски по облегчению условий кредита в 4,5 млрд. долларов 'Русалу', контролируемому им производителю алюминия, позволяют представить себе, как пойдет новый передел российских активов, спровоцированный падением фондового рынка России. Заем 13 западных кредиторов отчасти пошел на приобретение 'Русалом' 25 процентов предприятия 'Норильский никель', крупнейшего в мире производителя никеля. Кредит был выдан под залог этого пакета акций - но в силу падения цен акций 'Норникеля' на две трети стоимость пакета оказалась ниже суммы кредита. Похоже, что попытки Дерипаски договориться с банками о частичном рефинансировании долга на 1,8 млрд. долларов, обречены на неудачу.

Это дает преимущество государству. Видимо, теперь Дерипаска и его кредиторы с надеждой взирают на 'Внешэкономбанк', российский государственный банк развития, которому поручено распределить 50 млрд. долларов среди компаний, нуждающихся в рефинансировании зарубежных займов. ВЭБ жеманно заявляет, что на рассмотрение заявки 'Русала' ему нужно 18 дней, а Дерипаске деньги нужны к 31 октября.

Однако российское правительство вряд ли хочет, чтобы четверть акций стратегически важного 'Норильского никеля' оказалась в руках иностранных банков. Скорее всего, оно не хочет и перекрестного дефолта по остальным долговым обязательствам 'Русала', составляющим 9,5 млрд. долларов. А наблюдательный совет ВЭБ возглавляет некто Владимир Путин.

Однако за свои услуги ВЭБ почти наверняка запросит высокую цену - вероятно, выкуп пакета 'Русала' в 'Норникеле'. Это восстановит прямое влияние государства впервые после приватизации комбината. Тогда миноритарные акционеры смогут надеяться на то, что ВЭБ разобьет свой пакет на несколько частей. Еще более вероятно, что государство попытается использовать свою силу для создания горно-металлургического гиганта - возможно, вместе с Дерипаской и Владимиром Потаниным, которому принадлежит почти 30 процентов 'Норникеля'. Даже второй вариант был бы лучше, чем сохранение статус-кво - бездумной борьбы двух магнатов за контроль, которая не пошла на пользу ни правам акционеров, ни акциям 'Норникеля', ни инвестиционному имиджу России.

Lex