В большой игре за Арктику России достались лучшие карты

На модерации Отложенный

Когда Россия в прошлом году установила свой флаг на дне океана под Северным полюсом, это было воспринято как эффектный трюк подводников, призванный подтвердить притязания Москвы на минеральные богатства Арктики, и сигнал Западу о том, что Россия продолжит бороться за главенство в Арктике.

Тем самым тогдашний президент Владимир Путин давал понять, что Москва, даже если она проиграла космическую гонку, намерена выиграть гонку полярную. В СМИ этот шаг получил название \'полярная станция \'Путин\'!

Неудивительно, что державы северного полушария испытали немалое потрясение, осознав, что сочетание глобального потепления, вызывающего таяние арктической ледяной шапки, с развитием технологий добычи открывает доступ к залежам углеводородов, которые долго казались недостижимыми. А сокращение добычи нефти - по мнению экспертов, после 2016 г. объем добычи начнет стремительно падать - заставил многих как в России, так и в США задуматься и перейти от полярного позерства к конкретным шагам по получению доступа к арктическим месторождениям нефти и газа, на долю которых, по мнению геологов, приходится четверть мировых запасов.

Поразительно то, что русские подняли ставки в прошлом месяце, указав в своей новой стратегии национальной безопасности на то, что обостряющаяся борьба за неразведанные запасы нефти и газа вокруг их границ являются источником потенциального военного конфликта в ближайшее десятилетие, и тем самым дали первый залп в битве за минеральные ресурсы Арктики, подчеркнув, однако, что речи о \'милитаризации\' Арктики не идет. Между тем, Россия собирается защищать свои интересы в случае необходимости при помощи силы, поскольку глобальное потепление делает разработку энергетических богатств региона все более реальной. На кону - примерно 500 миллиардов баррелей нефти, гигантские объемы природного газа и потенциальные залежи алмазов, никеля, олова и золота - ученые называют эти сокровища \'последним на земле крупным неисследованным бастионом\'.

Россия подкрепляет свою позицию, заявляя, что \'основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами\'. В предыдущем кремлевском документе Арктика объявлялась стратегическим ресурсом для России, а на 2020 г. было намечено начало \'разработки ее энергетических резервов\'. С этой целью Россия будет размещать вдоль своей арктической границы военные базы, чтобы \'гарантировать военную безопасность в различных военно-политических ситуациях\'.

Как все это понимать? Логично, что Соединенные Штаты, Норвегия, Канада и Дания оспорили притязания России на участок арктического шельфа - реакция Германии была относительно спокойной - но как американские, так и европейские чиновники озабочены тем, что Запад может оказаться в опасной зависимости от российских энергоносителей, если притязания Москвы примерно на 463 000 квадратных миль Арктики останутся неоспоренными. Россия уже контролирует крупнейшие в мире запасы природного газа, а по уровню добычи нефти уступает только Саудовской Аравии.



Если в Арктике когда-нибудь будет создан международный режим, то начинать работу над ним нужно уже сегодня. Нефтяные компании уже задумываются о технических трудностях индустриализации одной из крупнейших в мире неосвоенных территорий. Безусловно, затраты на добычу газа будут высокими. Но затраты на его доставку потребителям будут еще выше. Эксперты считают, что прокладка трубопроводов в Арктике окажется непозволительно дорогостоящей.

Единственным реалистичным способом была бы транспортировка газа по морю с использованием гигантских танкеров, загруженных сжиженным природным газом. Но перспектива курсирования танкеров со взрывоопасным газом на борту среди арктических айсбергов, вероятно, поставит на дыбы защитников окружающей среды, которые выступают против какой-либо эксплуатации девственной полярной территории.

Российская стратегия была одобрена президентом Медведевым, а составлена Советом Безопасности, членами которого являются премьер-министр Владимир Путин и главы военного и разведывательных ведомств. Она воспринимается как ответ Западу, который подозревают в желании завладеть энергетическими ресурсами России. Путин озвучил свои опасения в прошлом году, когда заявил: \'Во многих конфликтах, внешнеполитических акциях, дипломатических демаршах \'пахнет\' газом и нефтью!\'

В стратегии прогнозируется, что борьба за энергетические ресурсы будет во все большей мере определять характер международных отношений. Вероятными районами противостояния называются Баренцево море и Средняя Азия, где за влияние соперничают Россия и Китай.

Европейский Союз продолжает лелеять надежды на ослабление своей зависимости от российского газа путем строительства маршрутов для альтернативных поставок из Средней Азии. Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран ведут переговоры о разделе богатств шельфа.

Между тем, шаги НАТО в Европе выглядят в глазах России крайне подозрительными, учитывая, что Россия считает планы создания американского противоракетного щита в Восточной Европе \'неприемлемой угрозой\' своей безопасности. Планируемое расширение НАТО на бывшие советские республики Украину и Грузию - еще одна красная тряпка для быка. Недавние военные учения в Норвегии, государстве-члене НАТО, были подвергнуты критике в России, где их назвали \'конфликтом за доступ к ресурсам\'.

Однако твердое намерение России обрести доминирование в Арктике не оставляет у других стран иного выбора, кроме как присоединиться к гонке.

Эта гонка, или новая \'холодная война\', не только продлится несколько десятилетий, но и будет вестись при температуре ниже -40 градусов в условиях снежных бурь и полярной ночи.

Но следует отметить, что на дворе не XV век, когда можно было установить флаг и заявить о притязаниях на данную территорию.

Однако примечания международных морских соглашений, набранные мелким шрифтом, скорее всего, в Арктике будут неактуальны, и юристы предчувствуют, что данный вопрос решит не международное право, а сила. Пока у России в руках лучшие карты.

Европейцы признали ту печальную истину, что Россия перехватила стратегическую инициативу.