Решительность Москвы делает ее привлекательным союзником?

На модерации Отложенный

Последовательная и жесткая линия по защите интересов Москвы на Кавказе дает свои «побочные» эффекты – о необходимости сотрудничества с Россией вспомнили страны, считающие интеграцию в евроатлантические структуры одним из национальных приоритетов. Так, военное руководство Сербии заявило о своем желании развивать взаимодействие с Москвой по закупкам военной техники, обучению командного состава и прочим «вопросам, соответствующим национальным интересам обеих стран». Судя по всему, официальный Белград осознал ущербность политики безальтернативной ориентации на Запад и теперь намеревается продемонстрировать России свой союзнический потенциал.

«Уровень взаимодействия с Москвой по военно-техническим вопросам, существующий в настоящее время, нельзя назвать удовлетворительным. Ни по военным, ни по моим личным критериям реалиям сегодняшнего дня это взаимодействие не отвечает», – заявил журналистам в минувший вторник министр обороны Сербии Драган Шутановац. По его словам, ориентация нынешних властей Сербии на Запад не исключает более тесного, по сравнению в нынешним, военного сотрудничества с Россией – прежде всего в области закупки военной техники и вопросах обучения офицерского состава сербской армии.

Чуть раньше с аналогичными заявлениями выступил начальник Генерального штаба сербских вооруженных сил Здравко Понош, не раз в последнее время упоминавший о необходимости восстановления полномасштабных военных связей с российской армией. Речь, судя по словам генерала, может идти о закупках продукции российского ВПК для нужд сербской армии, обучении ее офицеров в российских военных вузах и проведении регулярных командно-штабных учений армиями двух стран.

Показательно, что и министр Шутановац и генерал Понош – близкие соратники нынешнего президента Сербии Бориса Тадича, чья однозначная ориентация на Брюссель и Вашингтон давно ни у кого не вызывала сомнений. Однако последние заявления двух высших военных чиновников, один из которых является заместителем г-на Тадича на должности главы правящей Демократической партии, дают повод задуматься о вероятном изменении приоритетов Белграда в этой области. «Прежде всего нельзя забывать, что большая часть военной техники, используемой в нашей армии, сделана по российским лицензиям или закуплена у Москвы. С учетом этого фактора затягивание возобновления военного сотрудничества с Россией просто не отвечает нашим национальным интересам», – сообщил РБК daily аналитик белградского Института политических исследований Александр Павич.

По его словам, переломным моментом в сознании нынешней сербской политической элиты стала акция Москвы по защите своих интересов в Южной Осетии – последовательность и решительность действий Кремля произвели впечатление даже на прозападных политиков в Белграде. «Не исключено, что последние заявления главы Минобороны – попытка успокоить сербскую общественность, где пророссийские настроения с каждым днем становятся все сильнее, которая недовольная затягиванием реализации подписанного еще зимой межгосударственного договора по сотрудничеству в нефтегазовой области», – считает собеседник издания.

Аналитик не исключает и экономической подоплеки столь явного жеста симпатии к России, в настоящее время являющейся для Запада по меньшей мере нежелательным партнером. «Экономический потенциал ЕС продолжает снижаться – сербская промышленность, с 2000 года ожидающая от Брюсселя финансовых вливаний, ощущает это как никто другой. Россия же, с другой стороны, растет, и не иметь в виду этот фактор просто нерационально. Последние события на Кавказе подтвердили статус России как политической и экономической силы, игнорировать которую не могут даже прозападные политики», – уверен г-н Павич.

Знаковые заявления высших сербских чиновников, сделанные в момент самого серьезного после окончания «холодной войны» конфликта между Россией и «золотым миллиардом», указывают на качественное изменение в сознании элит, управляющих колеблющимися между Востоком и Западом государствами. В случае с Сербией заявления о возобновлении военно-технического сотрудничества с Москвой могут означать отказ официального Белграда от тактики хранения всех яиц в одной «евроатлантической» корзине. В этих условиях Россия может ожидать и прорыва по части энергетического сотрудничества, тормозящегося по указке из Брюсселя – прорыв в вопросах о приватизации сербского ТЭК и начале строительства газопровода «Южный поток» может произойти уже в сентябре, во время визита в Белград Сергея Шойгу, возглавляющего межгосударственную комиссию по сотрудничеству между двумя нашими странами.

АНАТОЛИЙ ПОМОРЦЕВ