Обама и Маккейн: последние теледебаты

На модерации Отложенный Соперники по президентской гонке в США, демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн, сошлись в последних перед выборами теледебатах, которые прошли в среду вечером в университете Хофстра на северо-востоке штата Нью-Йорк. Главной темой дебатов, как и ожидалось, стало положение дел в американской экономике - именно этот вопрос больше других волнует сейчас избирателей.

Для Джона Маккейна последний раунд теледебатов был как никогда важен. Сенатор-республиканец нуждается в коренном переломе динамики предвыборной кампании, в которой он все больше отстает от своего соперника, демократа Барака Обамы, о чем свидетельствуют, в частности, результаты опроса общественного мнения, проведенного газетой New York Times и телекомпанией CBS. Согласно этим данным, идеи Обамы благосклонно воспринимают 53% американцев, в то время как Маккейну симпатизируют только 39%, передает ВВС.

Общественный фон дебатов представляется довольно мрачным: 85% избирателей полагают, что страна идет в неправильном направлении, а 80% не одобряет действия правительства. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного New York Times.

Задача перед обеими кандидатами стояла весьма сложная. За 90 минут телевизионного эфира, отвечая на вопросы ведущего, популярного журналиста телеканала CBS Боба Шиффера, Маккейну и Обаме требовалось доказать избирателям, что именно он, а не его оппонент, имеет реальный план вывода страны из экономического кризиса.

По согласованному регламенту, каждому из участников отводилось по 2 минуты для ответа на вопросы ведущего, с которыми они не были ознакомлены, сообщает VOA News. После того, как присутствовавшим было разрешено поприветствовать участников дебатов, в аудитории соблюдалась полная тишина.

По жребию первым о достоинствах своей экономической программы говорил сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн. Он признал, что американцы возмущены ситуацией в экономике, и возложил вину за происходящее на алчность и злоупотребления дельцов с Уолл-стрит и бездействие вашингтонских бюрократов.

Одной из главных причин обвала финансового рынка, по его мнению, является некомпетентность ипотечных банков, в том числе - Freddie Mac и Fannie Mae. Среди предлагаемых рецептов выхода - надо использовать 300 млрд долл. из экстренного пакета на помощь самим пострадавшим домовладельцам, а не только банкам.

Сенатор-демократ от штата Иллинойс Барак Обама начал с того, что он назвал происходящее в экономике США самым серьезным финансовым кризисом со времен Великой депрессии 30-х годов. В ходе дебатов Обама еще не раз прибегал к этому сравнению, чтобы подчеркнуть драматичность ситуации. Он отметил, что упомянутый пакет экстренной помощи, принятый Конгрессом, является важным первым шагом на пути к преодолению кризиса, но он также подчеркнул, что в плане не хватает мер, направленных на помощь среднему классу.

Барак Обама изложил основные детали своего плана - льготы компаниям, создающим новые рабочие места в США, налоговые скидки для среднего класса, помощь пострадавшим от ипотечного кризиса.

В вопросе о налогах позиция оппонентов резко разошлась. Джон Маккейн упрекал Барака Обаму в том, что его преложения увеличат налоговое бремя на малый бизнес. Обама парировал, указывая, что если будет реализована налоговая программа республиканцев, то 200 млрд долл. налогов останутся на счетах таких богатых корпораций, как Exxon Mobil.

Сенатор-демократ оперировал конкретными цифрами - его налоговый план не затрагивает 95% американцев, чей доход не превышает 250 тыс. долл. Маккейн обещал снизить налоги на малый и средний бизнесы, которые, по его словам, составляют в США 35%, по сравнению, к примеру, с Ирландией, где они не превышают 11%. Куда пойдет новый бизнес? - задавался риторическим вопросом сенатор-республиканец.

Следующий вопрос Боба Шиффера касался федерального бюджета, дефицит которого в истекшем финансовом году уже составил 255 млрд долл.

Маккейн настаивал, по сути дела, на выборочном секвестре бюджетных расходов, обвиняя Обаму в том, что его социальные программы приведут к дальнейшему росту дефицита. Обама напомнил, что администрации Буша достался профицит бюджета от правительства Клинтона, и что именно политика республиканцев привела к нынешнему кризису.

"Мы не можем позволить себе еще восемь лет такой политики", - подчеркнул сенатор от штата Иллинойс.

Джон Маккейн отверг попытки приравнять его программу к курсу нынешней администрации, и привел конкретные примеры того, как он шел в разрез с политикой своей партии, например - в вопросе о применении пыток и ведении войны в Ираке.

Несмотря на тактические различия, в выступлениях обеих кандидатов остро звучала тема зависимости от поставок нефти из-за рубежа. И Маккейн, и Обама говорили о необходимости чрезвычайных шагов в этом направлении. По их словам, развитие альтернативных источников энергии - строительство солнечных, геотермальных, ветровых электростанций, биотопливо, новые угольные и ядерные технологии - все это должно позволить в ближайшие семь-десять лет до минимума сократить поставки нефти из стран Ближнего Востока и Венесуэлы.

Барак Обама сделал упор на помощи американской автоиндустрии в создании автомобиля будущего, Джон Маккейн - на строительстве 45 ядерных электростанций. Оба кандидата выступают за расширение нефтеразведки на американском шельфе.

Коснулись кандидаты и темы негативизма в предвыборной кампании. Каждая сторона упрекала оппонента в необоснованных личностных нападках. Маккейна задели высказывания конгрессмена-сторонника Обамы, обвинившего республиканского кандидата и Сару Пэйлин в расизме. Отвечая на инсинуации штаба Маккейна по поводу связей с антивоенным радикалом Биллом Айерсом, Обама категорически заявил о беспочвенности этих обвинений.

Кандидатам в президенты США пришлось отвечать на вопросы ведущего, касающиеся реформы медицинского страхования и образования, отстаивать достоинства своих напарников - кандидатов в вице-президенты, излагать свою позицию в вопросе о свободной торговле с со странами Южной Америки, причем делать это все в условиях прессинга со стороны ведущего, который следил, чтобы каждый из оппонентов имел равную возможность изложить свою позицию.

По мнению экспертов, ведущий Боб Шиффер со своей работой справился - дебаты прошли в корректной и конструктивной атмосфере. Несмотря на подчас полярные позиции, кандидаты на пост президента США имели равные возможности для того, чтобы напрямую изложить избирателям свою программу.

"Наступили сложные времена. Наша страна нуждается в новом курсе. Я знаю, как повести ее вперед, и я доказал это всей своей жизнью. Интересы страны для меня всегда были превыше всего. Для меня будет огромная честь, если вы мне доверите стать ее лидером", - таков был лейтмотив заключительного слова Джона Маккейна.

"Страна переживает самый серьезный кризис со времени Великой депрессии. Самой большой ошибкой для нас станет то, если мы продолжим идти тем же курсом. Мы должны инвестировать в наш народ, в создание новых рабочих, в помощь среднему классу. Я готов сотрудничать с обеими партиями, чтобы добиваться решения стоящих проблем. Я буду неустанно трудиться на благо нашего народа", - заявил в своем заключительном слове Барака Обама.

Политологам еще предстоит тщательно проанализировать состоявшиеся в среду дебаты. По первым впечатлениям, можно отметить, что и в последнем раунде Бараку Обаме удалось сохранить то спокойствие и уверенность в себе, которые сослужили ему добрую службу в двух предыдущих личных дуэлях с республиканским оппонентом.

Джон Маккейн выступал энергично и напористо, излагая основные пункты своей программы и проводя при этом ясную границу между его позицией и подходами оппонента.

Чья программа преодоления экономического кризиса выглядела убедительнее, кто звучал более "по-президентски", удалось ли Джону Маккейну воспользоваться предоставленным ему шансом переломить ход борьбы в свою пользу, или же Барак Обама еще больше увеличил отрыв в популярности - мы узнаем в ближайшие дни.

Однако окончательный вердикт - кому американские избиратели доверят президентское кресло на ближайшие 4 года - будет вынесен через три недели.