Как предотвратить новую Крымскую войну

На модерации Отложенный

Российско-грузинский конфликт в августе 2008-го года обострил и без того непростые отношения России с Западом. Если бы кандидат в президенты США от республиканцев Джон Маккейн победил на выборах в ноябре прошлого года, то Соединённые Штаты и Россия перешли бы на следующий уровень конфронтации - возможно, военного характера.

Российские войска входят в Южную Осетию при попытке Грузии вернуть отколовшиеся территории.

Немногие люди на политическом олимпе США готовы были выступить в защиту маленькой Грузии за счёт отношений с Россией. Как известно, некоторые из советников Маккейна являлись проплаченными сторонниками предоставления Грузии членства в НАТО. По понятным причинам их не беспокоил тот факт, что, сделав Грузию членом военного альянса во время всплеска насилия в Южной Осетии, Соединённые Штаты окажутся в состоянии войны с Россией.

Экономический кризис сместил фокус общественного внимания далеко от проблем международной политики и помог кандидату в президенты Бараку Обаме сосредоточить предвыборную кампанию на внутреннем восстановлении. Однако конфронтация между США и Россией на Кавказе всё ещё остаётся реальной.

Последнее военное противостояние России и Запада в регионе имело место около полутора сотен лет назад, когда началась эскалация конфликта по вопросу святых мест и прав православных в пределах Османской Империи. В ответ на решение турецкого султана предоставить дополнительные права католикам, император Николай I, ссылаясь на существующие соглашения, потребовал, чтобы права миллионов православных также были признаны. Когда российское посольство в Константинополе потерпело неудачу, российский император поднял армию и занял Молдавию и Валахию - турецкие территории на Балканах.

С этого момента события начали быстро развиваться по направлению к тому, что позже стало называться Крымской войной. Частично из страха, что Николай I попытается развалить Османскую Империю и усилит и без того сильные позиции России в Европе, Великобритания и Франция потребовали вывода российских войск и послали флот для блокады проливов Босфор и Дарданеллы. Австрия разочаровала Николая I участием в войне на стороне Турции.

Сотрудничество, не соревнование

В прошлом году Россия снова продемонстрировала свою готовность защищать тех, кто исторически стремится к ней. Кремль вмешался в ситуацию, которую считает использованием Грузией силы против неподконтрольных Тбилиси областей. Россия тогда признала независимость Абхазии и Южной Осетии и предоставила им сильную военную защиту.

Давлением на Россию западные державы пытались изменить курс Кремля.

Госсекретарь США Кондолиза Райс сравнила роль России в войне на Кавказе с вторжением Советского Союза в Чехословакию в 1968-м году, а вице-президент Дик Чейни поклялся наказать Россию за эту «агрессию». Сразу после конфликта в Чёрное море вошли несколько судов НАТО. Официальный предлог - доставить гуманитарную помощь, а в действительности для того, чтобы запугать Россию.

США и власти Европы, встревоженные «неоимпериализмом» России, продолжили требовать вывода российских войск с грузинских территорий. Перед риторикой Запада Кремль остался непреклонен...

Хотя усилия Обамы «перезагрузить» отношения с Россией были одобрены, а Грузия вошла в период политических изменений, структурные условия для конфронтации великих держав на Кавказе никуда не делись. Крымская война стала возможной потому, что Россия не могла защитить права своих единоверцев, не будучи признанной ревизионистской державой.

Сегодня европейское равновесие сил остаётся одинаково хрупким. Россия не может пренебречь теми, кто обращается к ней в поисках защиты от государственного насилия. И при этом Кремль не может проигнорировать собственные интересы, которые оказались в опасности из-за расширения НАТО и усилий перенаправить энергоресурсы из прикаспийских стран в обход российских территорий.

Кроме того, многие на Западе продолжают использовать русофобские утверждения британского военного министра, лорда Палмерстона (того самого, который сказал, что у Великобритании есть только постоянные интересы и нет постоянных союзников) и рассматривают слабость России как основание для того, чтобы отстаивать американские и европейские интересы в регионе.

В результате Кавказ стал ещё больше наводнён оружием и подвержен влиянию различных государственных и негосударственных игроков. Грузия до сих пор отказывается подписать соглашение о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией.

Поэтому развитие событий в направлении второй Крымской войны должно быть предотвращено. Преобразовывая существующую систему безопасности в Европе и Евразии, пора извлекать уроки из конфликта между Россией и Грузией.

Элементы новой системы должны включать взаимный отказ от применения силы как метода решения сепаратистских споров, мораторий на расширение НАТО и всестороннее энергетическое соглашение между ведущими державами, которое в использовании существующих маршрутов транспортировки энергоносителей будет направлено в большей степени на сотрудничество, а не на соперничество.