Россия выиграла первую \"хлебную войну\": что дальше?

На модерации Отложенный

Не успела Россия объявить на Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге о планах создания \"зерновой ОПЕК\" в рамках республик СНГ, как потребители пшеницы развязали с нами первую торговую войну. Египет арестовал огромную партию российского зерна. Впрочем, сейчас стало известно, что причин для ареста не было. Так что нашей экспансии на мировой рынок это не помешает.

Уже всем очевидно, что Россия \"ворвалась\" на мировой рынок зерна и собирается устанавливать там свои правила. Это ясно дал понять президент Дмитрий Медведев, когда выдвинул идею проведения в России Всемирного зернового форума на саммите \"восьмерки\" в Японии в прошлом году. Уже тогда реакция в мире была неоднозначной. Многие выразили настороженность, но практически все приехали. Затею российского правительства поддержали ООН, Всемирный банк, ЕБРР и другие международные организации.

В Санкт-Петербурге им объявили, что Россия хотела бы создать блок крупнейших экспортеров зерна наподобие нефтяной ОПЕК. Для начала это будет зерновой пул стран Причерноморья - России, Украины и Казахстана. Именно эти три страны стали крупнейшими игроками на мировом зерновом рынке среди бывших республик СССР. Они контролируют четверть мирового рынка пшеницы. И могли бы, по словам главы Минсельхоза России Елены Скрынник, координировать экспансию на мировом рынке. Стабилизировать цены и бороться со спекулянтами.

- Приятно, что зерно сегодня наравне с нефтью, - не скрывал удовлетворения на зерновом форуме глава Россельхозбанка Юрий Трушин. - Приятно, что говорят о зерновой ОПЕК, а не о какой-либо другой - например, в химической промышленности.

Удовлетворение банкира легко понять. Именно через Россельхозбанк правительство в последние годы активно помогало крестьянам в рамках нацпроекта и госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. И теперь, когда результат получен и Россия стала одним из главных поставщиков на мировом рынке зерна, нам пришлось столкнуться с новыми проблемами.

Например - с недобросовестной конкуренцией.

Именно во время Всемирного зернового форума в Санкт-Петербурге вокруг российского зерна разгорелся международный скандал. Напомним, что в Египте арестовали более чем 100 тысяч тонн нашей пшеницы. Теперь МИД Египта постарался загладить конфликт и заявил, что он \"не вызвал никаких осложнений в отношениях между двумя странами\". Оказалось, что это была просто проверка и зерно надлежащего качества. Но ранее нас обвинили в поставке фуражной пшеницы под видом продовольственной. Сейчас арест с половины партии снят, а вторую половину Египет сам продает на экспорт.

Эта история - \"первый звоночек\". Египет как крупнейший в мире импортер пшеницы находится по другую сторону баррикад, и создание зерновой ОПЕК ему вовсе не выгодно. А ведь Россия планирует продолжать свою экспансию на мировой рынок, и многие конкуренты будут этим недовольны. Причем не только на Западе, но и на Востоке. На форуме в Петербурге говорили о планах строительства нового морского терминала на Дальнем Востоке, в финансировании которого тоже может принять участие Россельхозбанк.

- Открытие терминала на востоке позволит расширить экспорт из таких зерноизбыточных регионов страны, как Западная Сибирь и Южный Урал, - пояснил Юрий Трушин. - Сейчас транспортная составляющая при доставке зерна из этих регионов в южные порты существенно сокращает прибыльность экспорта. Появление зернового терминала на Дальнем Востоке снимет эту проблему и одновременно создаст зерновой коридор на рынки Юго-Восточной Азии.

Так что торговые бои отнюдь не местного значения нам придется вести и на западном, и на восточном фронте. И даже в Америке. И это очень приятно. Ведь зерно - не нефть, оно не может \"закончиться\", и солнечная энергия его не заменит.