Российские компании продают иностранных \"дочек\"

На модерации Отложенный

Североамериканское подразделение российской компании «Северсталь» — Severstal North America — заявило о намерении продать завод Алленпорт в Пенсильвании. После активных покупок на американском рынке в 2008 году «Северсталь», как и многие другие российские компании, сейчас вынуждена пересмотреть свою тактику.

Покупателем должна стать компания North American Trading Company (NATCO). Планируется, что сделка по продаже завода Алленпорт будет закрыта в августе этого года. Сумма сделки пока не разглашается. Кроме самого завода, в «Северстали» официально подтверждают намерение продать NATCO все оборудование меткомбината и 400 акров земли, принадлежащие заводу Алленпорт. В завод входят линия по травлению, стан холодного проката, линия по обрезанию кромок. Всего, по словам представителя «Северстали», на заводе Алленпорт работает около 100 человек.

Завод Алленпорт входит в Severstal Wheeling Holding, бывшую Esmark, которую российская компания приобрела за 1,25 млрд долларов с учетом долгов. Ранее «Северсталью» были куплены компании WCI Steel за 140 млн долларов, предприятие Sparrows Point за 810 млн, Severstal Dearbon за 280 млн. Завод в Алленпорте, по данным самой «Северстали», дублировал функции других ее американских комбинатов. В мае этого года FT сообщила, что «Северсталь» рассчитывает продать все свои американские активы до конца года, если предложенная за них цена будет не существенно меньше 3,7 млрд долларов — суммы инвестиций самой «Северстали».

Стоит учитывать, что спрос на данные активы очень серьезно ограничен, — предупреждает замначальника отдела анализа долгового рынка ИК «Велес Капитал» Станилав Фоменко: «Это позволяет избавиться от них лишь по очень низким ценам. Соответственно сколько выручит и сможет ли вообще продать «Северсталь» американские завода, еще не известно — по низкой цене продавать жалко, а по нормальной цене вряд ли кто-либо купит».

«Первый квартал 2009 года североамериканское подразделение «Северстали» закончило с отрицательной маржой EBITDA в -25%. У российских активов компании этот показатель был в плюсе. В этих условиях «Северсталь» вынуждена принимать меры, которые и выразились в продаже активов. Пока компания продает лишь один завод, который к тому же был остановлен еще в мае. Однако если положение на рынке не улучшиться, не исключены и дальнейшие продажи активов «Сверстали» в США», — полагает директор департамента M&A «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов.

Таким образом, активно наращивавшая в 2007-2008 годах свое присутствие на американском рынке, «Северсталь», как и многие другие российские компании, сейчас вынуждена от них отказываться. В самой компании BFM.ru заявили: «То, что мы продаем этот небольшой завод в США, не означает, что мы распродаем свои активы. Это значит, что сейчас появились возможности обсудить их продажу».



В целом, в 2008 году, как и в предшествующие несколько лет, значительная доля российских промышленных компаний осуществляла активную экспансию на зарубежные рынки. Только к 2008 году в течение трех лет российский бизнес за рубежом вырос в 4 раза до 90 млрд долларов, по данным Московской школы управления «Сколково». При этом около 80% зарубежных активов приходится на три нефтегазовых концерна и девять горнодобывающих и металлургических компаний. В числе лидеров назывались ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Норильский никель», «Евраз» и «Северсталь».

Однако негативные тенденции на мировых рынках вынуждают российские компании сокращать присутствие за рубежом. Так, ЛУКОЙЛ этой весной уже продал 160 бензоколонок в США после того, как его убытки от обесценения американских АЗС составили 58 млн долларов (всего у российской нефтяной компании было 2200 АЗС, купленных у ConocoPhilips и Getty в 2004 году).

Впрочем, как заявлял глава компании Вагит Алекперов Bloomberg\'у, полностью покидать рынок США и закрывать инвестиции за рубежом ЛУКОЙЛ не намерен. Компания запланировала совместное предприятие с итальянской энергетической компанией ERG. В феврале ЛУКОЙЛ досрочно заплатил 1,45 млрд евро за 49% комплекса ISAB на Сицилии, куда входят два НПЗ. Кроме того, ЛУКОЙЛ планирует создать собственную распределительную сеть в Италии.

У российских металлургов ситуация более тяжелая, нежели у нефтяников. Так, «Норникель» в начале 2009 года был вынужден закрыть все свои предприятия в Австралии, которые были куплены в 2007 году после завершения сделки по покупке никелевого бизнеса компании OM Group и LionOre. Другой крупный российский металлург — компания «Евраз» — была вынуждена заложить ВЭБу за кредит в 1,8 млрд долларов свои канадские трубные предприятия IPSCO, купленные в марте 2008 года вместе с активами IPSCО в США и Канаде за 4,03 млрд долларов. Компании Олега Дерипаски с начала финансового кризиса потеряли доли в строительном холдинге Hochtief, канадском производителе автокомпонентов Magnа и австрийской строительной компании Strabag SE.

«Мечел», менее активно, нежели его конкуренты приобретавший в последние несколько лет иностранные активы, напротив, намерен скупать подешевевшие активы в этом году, — заявлял гендиректор «Мечела» Игорь Зюзин. Так, в феврале 2009 года компании удалось договориться о покупке 100% акций американского производителя угля Bluestone Coal за 425 млн долларов вместо планировавшихся 4 млрд.

«Какие-либо покупки активов на зарубежном рынке можно ожидать от НЛМК и «Магнитогорского меткомбината». Однако НЛМК отличается в этом плане крайне консервативной политикой, а Магнитке пришлось бы менять свою стратегию развития, — рассуждает эксперт «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский. — Скорее всего, основные усилия компаний будут направлены на текущие операционные проблемы и загрузку производства».