Это не капитализм умирает, а новая модель рождается

На модерации Отложенный

Слухи о конце капитализма преувеличены – отмирает только свободный рынок, отмечает обозреватель Шеймас Милн на страницах газеты The Guardian.

Издание Economist провозгласило: "Экономическая свобода в опасности, капитализм в осаде, но тем, кто в него верит, следует встать на его защиту", пишет автор. Тем временем газета Times во вторник опубликовала портрет Карла Маркса с предостерегающей подписью "Он вернулся", Саркози сфотографировался с "Капиталом" в руках, а выводы основоположника марксизма высоко оценили все, от министра финансов Германии до Папы Римского.

Милн полагает, что некрологи не слишком точны: агонизирует не капитализм в целом, а модель свободного рынка. По мнению обозревателя, политики срочно реабилитируют идеи Джона Мейнарда Кейнса, дабы постфактум оправдать крупнейшее в истории капитализма государственное вмешательство в экономику.

Но утверждения, будто нынешний кризис знаменует конец капитализма или рождение нового социализма, всего лишь отвлекают от сути, считает автор. По его словам, социализм как системная альтернатива сейчас возможен разве что в Латинской Америке, да и то вряд ли. Кроме того, ослабление рабочего класса как социально-политической силы не дает ему в полной мере воспользоваться крупными неудачами капитализма.

По мнению автора, кризис непременно повысит интерес к альтернативным моделям: как к вариациям на темы капитализма, так и к принципиально иным.

Милн спорит с утверждением Economist, что за 25 лет либерализации рынка сотни миллионов людей выбились из полной нищеты, – он напоминает, что большая часть роста душевого дохода и уровня жизни приходится на экономику Китая, которая регулируется государством и содержит крупную долю государственной собственности. Между тем в Индии рост доходов распределен столь гротесково, что доля недоедающих детей (47%, первое место в мире) почти 10 лет не меняется. В остальном мире, пишет Милн, рост был быстрее и доход намного равномернее распределялся в послевоенные десятилетия кейнсианства и социализма.

По мнению обозревателя, теперь политические лидеры, которые готовы воспользоваться крахом для переформатирования экономической системы, – от Обамы до Уго Чавеса – получили колоссальный шанс. Он напоминает, что история не знает готовых социально-экономических моделей: все они формировались благодаря импровизации, диктуемой идеологией в конкретных исторических обстоятельствах.

Автор прогнозирует, что грядет новая разновидность капитализма, а также рост поддержки более дерзких социальных альтернатив, но реально ее сформирует давление, оказываемое как снизу, так и сверху.

Шеймас Милн