Россия - страна опасная, зато слабая

На модерации Отложенный

Еще много лет назад Дитрих Гейер (Dietrich Geyer), выдающийся специалист по российскому империализму, написал, что 'экспансия в России была знаком экономической слабости, а не превосходящей силы'.

Самое время вспомнить об этом теперь, когда Владимир Путин и его приспешники нежатся в лучах славы, исходящих с обложек западных журналов, что кричат о 'возрождении' России после маленькой победоносной войны против маленькой нахальной Грузии. Нынче, после многолетнего роста цен на сырье, Кремль чувствует себя как никогда уверенно и строит свою внешнюю политику на основе страха, который ошибочно принимается за уважение. А ведь ровно такая же ситуация сложилась в 1970-х годах, и тогда же Советский Союз казался несокрушимым.

Однако никакой несокрушимостью Советский Союз не обладал. Смотрите: те социальные, экономические и геополитические законы, которые действовали в брежневские времена в СССР, точно так же действуют и в современной путинско-кагэбистской России. Дикая мысль? Или не совсем?

Возьмем такую простую вещь, как демографическая ситуация. В этом году директор ЦРУ Майкл Хайден (Michael Hayden) сообщил, что 'в ближайшие четыре десятилетия мы ожидаем... снижения численности населений России на тридцать два миллиона человек [до приблизительно ста десяти миллионов]. Это означает, что Россия потеряет четверть своего населения. Для поддержки экономики Россия будет все более и более нуждаться в притоке рабочей силы. Частично этот спрос удовлетворят иммигранты из бывших советских республик (так называемого ближнего зарубежья). Однако их численности недостаточно для восполнения убыли населения. Оставшуюся часть иммигрантов будут составлять китайцы и представители других народов с Кавказа, Средней Азии и прочих регионов, что может усугубить и без того существующую напряженность на расовой и религиозной почве'.

Теперь рассмотрим нефтегазовую промышленность, обеспечивающую треть доходов государственного бюджета, 64 процента валютных поступлений, 30 процентов прямых иностранных инвестиций и чуть более 20 процентов ВВП.

Здесь тоже все плохо. В этом году производство нефти снижается (впервые за десятилетие); ожидается, что в 2010 году спад только усилится. Из четырнадцати крупнейших нефтяных месторождений России семь истощены чуть более чем наполовину. Снижается и добыча на четырех основных газовых месторождениях. В прошлом году в России было пробурено скважин на общую глубину четыре миллиона футов (в 1990-м - на семнадцать миллионов).

Дело отнюдь не в том, что запасы нефти и газа в России подходят к своему естественному концу: вполне можно было бы повысить эффективность эксплуатации месторождений, к тому же огромные территории остаются неразведанными. Проблема заключается в недофинансировании, некомпетентности, коррупции, вмешательстве властей и банальном хищническом отношении к делу.

'Управляя 'Газпромом', но не владея им, человек стремится максимизировать краткосрочную прибыль, а не развивать долгосрочные проекты', - сообщил один западный дипломат Тому Лассетеру (Tom Lasseter), представителю медиа-компании McClatchy.

Трудно поверить, но вся эта система создавалась сознательно.

Можно подумать, что из краха коммунистической системы не было извлечено никаких уроков. Полугосударственные предприятия почти никогда (или вообще никогда) не работают с достаточной эффективностью, однако деятельность Путина фактически привела к национализации целых отраслей. Иностранным инвесторам в первую очередь требуется стабильность, а между тем Путин создал такие условия, которые его собственный президент Дмитрий Медведев назвал 'юридическим нигилизмом'. Иностранным покупателям необходима уверенность, а между тем Путин никогда не делал секрета из своей готовности перекрыть вентиль, лишь только того потребует политическая конъюнктура.

Не считая Роберта Мугабе, ни один национальный лидер не изгадил собственное жилье так сильно, как Путин, и ни одному не удалось проворонить столько хороших отношений с другими странами. В 2003 году Путин вместе с Германией и Францией сформировал коалицию несогласных для противостояния войны с Ираком. На основе этой коалиции можно было бы обеспечить России достойное или даже главенствующее положение в Европе; даже Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) не стала бы спорить, учитывая сделанное ею безумное высказывание о том, что Россию надо 'простить', Германию 'проигнорировать', а Францию 'наказать'.

Ничего этого не было, зато было мерзкое вмешательство в президентские выборы на Украине в 2004 году, убийство бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко в Лондоне, а теперь еще и грузинская авантюра.

Теперь Польша приняла предложение США о базах противоракетной обороны, призыв Джона Маккейна (John McCain) лишить Россию членства в 'большой восьмерке' внезапно приобрел некоторую весомость, и даже европейские левые стали косо посматривать на человека, которому недавно аплодировали за его позицию по Ираку. Безусловно, Путин презирает всех этих людей, и он может себе это позволить - ведь Европа по-прежнему полностью зависит от поставок энергии, а цены сохраняются на высоком уровне.

Но рано или поздно цены упадут, как это всегда бывало. И где тогда будет Россия? И что тогда произойдет с кликой Путина? Ведь вероятность того, что внутри нее разразится междоусобица, только выросла после ссоры между тусовкой силовиков из КГБ, рассчитывавшей на президентское кресло, и сторонниками Медведева, сумевшими его заполучить?

Россия почти всегда представляла собой слабое государство, изображающее из себя сильное. С психологической точки зрения с Россией все ясно. Именно поэтому тактикой России на международной арене всегда был оппортунизм и подрывная деятельность (сейчас это видно на примере Ирана), а не конструктивный подход, направленный на повышение своего авторитета (как у Великобритании), и не постепенное утверждение своей позиции на фоне неуклонного роста (как у Китая).

Как надо вести себя с невротиком? Уж точно не носиться с ним и не удовлетворять его капризы. Россия - страна опасная, зато слабая, и неплохо бы напомнить ей об этом факте. Для начала стоит поставить Грузии некоторое количество ракет 'Стингер'.

Брет Стивенс