Почему мир боится финансовой системы

В последнее время, пишет на страницах немецкой Die Welt Йорг Айгендорф, складывается впечатление, что мировое сообщество, выстраивающее глобальную финансовую архитектуру, стоит на пороге прорыва. Однако, несмотря на видимость единства стремлений и поток инициатив, эксперты не склонны связывать большие надежды с саммитом 20 самых влиятельных мировых держав.

Скепсис, продолжает автор публикации, не связан с отсутствием единства во взглядах. Скорее, наоборот, "экономический кризис окончательно доказал, что мировая финансовая архитектура нуждается в реформе", пишет автор. "Участники лондонского саммита отдают себе отчет в том, что нельзя еще раз допустить, чтобы банки годами получали миллиардную прибыль, а убытки потом делились на всех".

По мнению автора статьи, участники саммита сами повысили градус ожиданий. Однако, говорится в статье, то, что на этой неделе состоится в Лондоне, будет больше напоминать карточный домик, чем долгосрочное, стабильное новое сооружение. То, что скрывается за красивым понятием выстраивания финансовой архитектуры, на самом деле являет собой разного рода неформальные беседы, а также скопище институтов, которые на деле больше конкурируют, чем сотрудничают друг с другом, уверен Йорг Айгендорф.

G7, G20, Форум финансовой стабильности, Международный валютный фонд, Банк международных расчетов - список организаций, надзирающих за мировыми финансами, можно продолжить. "И только небольшой круг специалистов еще понимает, кто за что несет ответственность и что входит в чью компетенцию", - добавляет корреспондент.

На смену G7 пришла группа G20 - форум, слишком масштабный для того, чтобы что-то менять. Сегодня никто не состоянии понять, какой вклад в стабильность международной финансовой системы могут внести такие государства, как Аргентина, Южная Корея или Индонезия.

Как непросто договариваться в рамках G20, по мнению автора, демонстрирует проект, который провозглашался успешным еще в преддверии саммита: глобальный "атлас рисков". Суть его состоит в том, поясняет автор публикации, что в МВФ будет стекаться информация о крупнейших мировых финансовых институтах, в идеале составляя карту рисков, которая будет служить своеобразной системой раннего оповещения. Это в теории, а на практике, замечает журналист, активнее всех против проекта выступили США, не желающие предоставлять подобную информацию.

Если "атлас рисков" не будет составлен по причине отсутствия информации, то было бы утопией полагать, что G20 удастся преодолеть другие препятствия, считает Йорг Айгендорф.

Эксперты призывают к больше прозрачности и ясности, и это требование - не новость. После азиатского кризиса 1990-х годов МВФ разработал Программу оценки финансового сектора (FSAP). Однако, пишет в заключение автор, одно государство все-таки отказалось в ней участвовать: это были Соединенные Штаты. Эксперты не исключают, что нынешний финансовый кризис мог быть не таким разрушительным, если бы США придерживались тех же стандартов, соблюдения которых они требуют от других.

Источник: http://Йорг Айгендорф

0
903
0