Госпремия как посмертный диагноз

На модерации Отложенный

Вручение Госпремии показало, что вручать ее почти некому и почти не за что. «Мировая научная держава» породила и премировала .... платный антивирус. Все в прошлом, ничего в будущем...

Валентине Терешковой

За полет космический

Подарили от Хрущева

Хрен автоматический

Уличный фольклор 60-х гг. 20 в.


Пожалуй, единственное событие, заставившее вспомнить о странном празднике, 12 июня, стало личное вручение Госпремий г-ном Медведевым за первый год своего правления.

Первое, на что обратила внимание публика - количество номинантов, равное то ли двенадцати, то ли тринадцати. Что это - очередная черная месса «вольных каменщиков» или очередная халатность пиар-команды Медведева?
Впрочем, для социального диагноза это не так уж важно.

Итак, чем же богата ныне россиянская земля - и что из этого богатства обратило на себя благосклонное внимание власти?
Первое, что бросается в глаза - мелкотемье. И в культуре, и в науке, и во всем прочем.

Ну что такое Евгений Касперский? Удачно коммерциализированное приложение к американской системе, занявшее заметную долю российского рынка. Не худшее, но и не единственное: таких десятки, включая бесплатные. Конечно, определенный научный вклад номинанта тут есть, но в основном «Касперский» - достижение не научного, а чисто маркетингового плана. Недаром массы уже судачат, во сколько раз цена Госпремии ( как скрытой рекламы) превысила ее размер.

Не секрет, что над антивирусом вкалывают десятки программистов уровня самого шефа, но премии пожинают не они, а хозяин «интеллектуальной собственности». Симптоматично: Госпремию получает не столько создатель и творец, сколько держатель пресловутых «авторских прав» и коммерческого брэнда.

Увы, о действительно масштабных достижениях если не в реальных технологиях, то хотя бы в весьма виртуальной области программирования, уже и речи не идет. А еще недавно наше научное сообщество мечтало о создании российской альтернативы «Виндоузу». Теперь уже ни не мечтает.

Да, кстати, где деньги, потраченные на «дешевую альтернативу» в производстве микрочипов? Астрофизик г-н Фридман запомнился не столько «экономической» фамилией, сколько высказываниями о том, что самостоятельные космические исследования России не под силу и вообще не нужны - при том, что американцы, прибрав к рукам советские секреты вместе с секретоносителями, открыто занимаются военной монополизацией космоса.

Итак, очередной релиз коммерческого антивируса и еще не уехавшие из «этой страны» астрофизики Фридман и Варшалович, живущие на международные гранты - вот реальный масштаб «науки и технологий» в медведевской России.

Конечно, российская наука сохранила несколько больший остаточный потенциал, чем можно судить по Госпремиям.
Но это еще один диагноз власти: пытаясь найти и ранжировать наиболее передовые научные достижения, хотя бы и отстаточные, экспертный корпус Кремля не нашел ничего, кроме антивируса.

Очевидно, следующим лауреатом Госпремии станет правообладатель копирайта флеш-игры «Убить Масяню» ( рекомендуем!).
Что касается выбора в области культуры, выбор сделан воистину мудро. В связи с хроническим отсутствием серьезных позитивных достижений, получивших общероссийскую известность ( чтобы не премировать Диму Билана и Ксюшу Собчак, надо иметь определенное гражданское мужество), премию дали хранителям классического культурного наследия - руководителям филармонии, симфонического оркестра и директору музея в Павловске ( близ Питера, однако).

В любом случае, премии вручены людям, состоявшимся в науке и культуре благодаря советской системе фундаментального образования и системе советских научных учреждений. Системы, основа которой окончательно разрушена реформой Путина-Фурсенко. Таким образом, Госпремия лишний раз подчеркивают тот факт, что все научные и культурные достижения России носят вторичный, остаточный характер.

Не менее символично очередное награждение Валентины Терешковой. «Первая в мире женщина-космонавт» и даже «женщина-генерал» удивительно успешно и органично приспособилась к новой власти и стала «женщиной-едросом», которая отрабатывает свой кусок бюджетного пирога и кует международный престиж для режимов Ельцина, Путина и Медведева. Режимов, успешно прикончивших и разворовавших отечественный авиакосмос, вплоть до летных училищ и аэроклубов.

Премированное лизоблюдство бывшей «простой советской ткачихи» особенно режет глаз на фоне ее коллеги - Светланы Савицкой, жестко оппонирующей режиму и не забывшей, какая страна вывела ее в космос и кто эту страну разрушил. Кстати, профессиональный уровень Савицкой несопоставимо выше уровня Терешковой, потолок которой - общественная ( ныне - гуманитарная) деятельность.
Кстати, посетите обновленный Мемориальный музей космонавтики ( на ВДНХ, под монументом), и полюбуйтесь подлинными чучелами «первых сучек-космонавтов» Белки и Стрелки. Простые советские дворняги - а тоже достигли мировой известности. Не взять ли Медведеву в дом щенка из их потомков - чем не альтернатива собакам Путина, Буша и Обамы?

Госпремия «за гуманитарную деятельность», присужденная Терешковой, как очередному перебежчику из высшей советской номенклатуры - еще один важный социальный диагноз: отрекаясь от советского прошлого, режим беззастенчиво эксплуатирует советское наследие, включая международный престиж СССР в области науки и образования.

Кстати, под шумок Госпремии делаются новые шаги по приватизации РАН и ее лакомой недвижимости... Однако самое бесспорное и правильное решение комитета по Госпремиям - награждение действительно уникального мультсериала «Смешарики», на фоне которого остальные номинанты выглядят плоскими рисованными персонажами. Но социальная подоплека «Смешариков» - это уже отдельная тема...