Предприниматели требуют снизить ставку НДС до 10% в 2009 году

На модерации Отложенный

Бизнес ухватился за предложение Владимира Путина о снижении ставки НДС, и вчера на заседании рабочей группы по налогам при правительственном РСПП «Деловая Россия» и ОПОРА России обнародовали единую позицию по реформированию НДС. Их требование гораздо жестче путинского — снизить НДС сразу до 10%, и не к 2020 году, а уже в следующем году. Бизнесмены полагают, что консолидированная позиция увеличит шансы на изменение Налогового кодекса.

Главной головной болью для крупного бизнеса уже несколько лет является НДС и проблема его администрирования. В свою очередь средний бизнес прежде всего настаивал на снижении ЕСН, поскольку расходы на заработную плату наиболее ощутимы у небольших компаний. К тому же ситуация с зарплатным налогом обострилась после того, как два года назад налоговики создали специальные комиссии при инспекциях и стали требовать у коммерсантов увеличить отчисления ЕСН как минимум до среднеотраслевого показателя. Что касается малого бизнеса, то он чаще всего говорил о необходимости сокращения налоговых проверок, поскольку многочисленные контролеры из налоговой инспекции, СЭС, пожарной охраны подчас парализовывали работу мелких частников.

И тех и других примирил Владимир Путин. В конце прошлой недели президент выступил на расширенном заседании Госсовета с программной речью, и в частности потребовал снизить НДС до 12—13% в период до 2020 года. Поняв, что власть не сможет решить несколько налоговых проблем одновременно, бизнес выработал консолидированную позицию. Как рассказал РБК daily зампредседателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков, было принято решение сосредоточиться на снижении НДС до 10%, причем уже в 2009 году.

«Единая позиция увеличивает шансы на снижение налога», — пояснил председатель «Деловой России» Борис Титов.

Бизнес одобряет сделанную властями ставку на инновационную модель развития страны. Но одного этого мало. По мнению Бориса Титова, необходимо изменить налоговую политику, тогда бизнес выйдет из тени. «Сейчас обналичка стоит 10%, и если НДС будет составлять те же 10%, то предпринимателям будет выгоднее заплатить налог, чем обналичивать средства и рисковать», — говорит он. «Минфин не понимает, что снижение НДС и улучшение его администрирования повлекут за собой рост бизнеса, а значит, и новые налоговые поступления», — добавляет президент ОПОРА России Сергей Борисов.

Министр финансов Алексей Кудрин, также участвовавший в заседании Совета, вчера в целом поддержал идею снижения НДС, но предложил бизнесменам не торопиться с ее реализацией. По его словам, существуют риски, которые не позволяют принять столь радикальное решение: это и выпадающие доходы бюджета, и увеличивающиеся расходы на образование и здравоохранение, и рост инфляции. Кроме того, как уверяют в Минфине, низкий НДС станет подарком не столько для перерабатывающих отраслей, сколько для добывающих. А потому размер ставки НДС и сроки ее снижения Минфин обсуждать пока не готов, хотя и обещал подготовить расчеты.

Экспертам ближе позиция Минфина. «Было бы удивительно, если бы бизнес не требовал снижения налогов, и по-максимуму», — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, очевидно, что выпадающие доходы бюджета, которые нечем компенсировать, будут колоссальными. Налогооблагаемая база не увеличится настолько, чтобы компенсировать недопоступления в бюджет, ведь процесс «обеления» бизнеса идет несколько лет — многие уже сейчас платят налоги в полном объеме.