Минкомсвязь будет бороться с руганью в СМИ и на публике

На модерации Отложенный

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в среду официально заявило о намерении проанализировать существующие нормативно-правовые акты, регулирующие использование русского языка как государственного языка страны, чтобы в числе прочего уточнить понятия «нормативной» и «ненормативной» лексики. Если сделать это удастся, то вскоре появится четкий перечень бранных слов, за употребление которых в СМИ или просто «при всем честном народе» можно будет попасть под статью. Сейчас же, по мнению чиновников ведомства, отсутствие четких инструкций относительно того, какие слова считать бранными, не позволяет правоохранительным органам взимать с ругателей штрафы.

Непечатно ругаться, безусловно, нехорошо и грешно. Тем более - в СМИ. Но в то же время глупо отрицать, что крепко выразиться в России любят очень многие - от обитателей социального дна до представителей власти. Причем создается впечатление, что некоторые не ругаются матом, а просто на нем «разговаривают». По данным любопытнейшего опроса, проведенного на днях рекрутинговой компанией HeadHunter, в 85% российских офисов можно услышать матерную ругань. Больше всех ругаются маркетологи, специалисты по рекламе и, конечно же, журналисты. «Ясен пентиум», не слишком от них отстают и представители IT-отрасли. Стоит заметить, что данное исследование не охватило, например, трудящихся на производствах и стройках. Не приходится сомневаться, что по части «красного словца» пролетариат бы на порядок превзошел «белых воротничков». Причем крепкий русский мат зачастую можно услышать даже от не владеющих русским языком мигрантов. Не менее жестко объясняются друг с другом и военнослужащие. Хотя в армии порой сказанное по делу и вовремя крепкое словцо может спасти жизнь солдата или офицера.

Между тем отчаянно матерятся не только редакционные обитатели, «офисный планктон», рабочий класс и военные. Буквально на прошлой неделе депутат Госдумы РФ от ЛДПР Сергей Абельцев в интервью грузинской телекомпании «Рустави-2» весьма темпераментно и абсолютно нецензурно прокомментировал позицию замгоссекретаря США Филиппа Гордона относительно поддержки его страной территориального суверенитета Грузии, найдя сходство фамилии чиновника с просторечным названием самого популярного в народе контрацептива и несколько раз усилив свой образ коротким, но емким словом-связкой.

И это далеко не первый случай «интервью с выражениями» в среде политиков. Ничем не лучше их и, например, звезды шоу-бизнеса. В Интернете можно без труда найти массу роликов, в которых они демонстрируют отличное владение идиоматическими выражениями. Достаточно вспомнить хотя бы то, как Ксения Собчак однажды давала интервью каналу РБК-ТВ. А уж в обычной жизни, когда камеры и диктофоны выключены, никто не стесняется ничего.

Что касается санкций и штрафов, то на практике для наложения их на граждан правоохранителям никакой закон не нужен. Например, на футболе, где в определенные моменты игры вольно или невольно попасть под статью может каждый (не исключая и самих футболистов), особо буйным или просто попавшимся под горячую руку представителей закона болельщикам в протоколы административных задержаний частенько вписывают именно нецензурщину. Кстати, несмотря на отсутствие пресловутых «четких инструкций». При этом сами сотрудники милиции тоже не без греха, мягко говоря. Таким образом, можно уверенно констатировать, что если в своде законов РФ все-таки найдется место, где все ненормативные слова будут перечислены, а чуть ниже - прописаны суммы штрафов за их употребление, то при доскональном соблюдении буквы закона российский бюджет сможет получить средств не намного меньше, чем от экспорта природных ресурсов.

Но на практике, конечно, такого не предвидится. Более того, ситуация, когда представители властных структур начинают очередную кампанию по борьбе за чистоту языка, напоминает неполиткорректный анекдот про священника, призывающего прихожан отказаться от ругательств хотя бы в пределах Божьего храма под угрозой физической расправы с помощью кадила. Проблема не в употреблении матерных слов как таковых, а в низком культурном уровне значительной части россиян. И начинать «антиматерные» кампании надо не с уточнения списков слов, относящихся к ненормативной лексике, и сумм штрафов, а с повышения этого самого культурного уровня каждой отдельно взятой семьи. Иначе далеко не благой мат будет звучать над Россией до второго пришествия.