Близкие к Кремлю компании торопятся разобрать активы

На модерации Отложенный

"Апрель выдался суетный. Пока Владимир Путин готовился спуститься на одну властную ступеньку вниз, подконтрольные государству компании спешно оформляли права собственности. Разговоры про тандем прежнего и нового президентов — это хорошо, но выяснять, как он работает, лучше, имея в запасе активы, а не только договоренности.

Это в целом по России, как показывает регулярный рейтинг журнала «Слияния и поглощения», передел собственности замедляется: объем сделок M&A в марте 2008 г. составил $8,5 млрд против $15,6 млрд в январе и $9,8 млрд в феврале — сказался глобальный финансовый кризис. Но игроки из государственного и квазигосударственного секторов, кажется, больше прислушиваются к новостям из Ново-Огарева, чем с NYSE, и потому все чаще радуют наблюдателей интересными новостями.

Нефтехимический гигант «Сибур», несколько лет назад отбитый «Газпромом» у Якова Голдовского, стремительно и на весьма льготных условиях выкупается менеджерами. Созданная в ноябре 2007 г. госкорпорация «Российские технологии» просит у государства львиную долю оборонки, а заодно несколько авиакомпаний, фармацевтических заводов и медное месторождение Удокан. Пока глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов одно за другим пишет письма президенту, бизнесмен Аркадий Ротенберг договаривается о покупке 10% Новороссийского порта, через который идет шестая часть морского грузооборота России. Ориентировочная сумма сделки — $490 млн.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Дело не в том, что Дмитрия Медведева боятся. Просто у российского президента пока однозначный порядковый номер, а каждая смена караула в Кремле до сих пор была большим стрессом.

Михаила Горбачева отправили в отставку вместе со страной. С Борисом Ельциным ушли и эпоха, как ее теперь ни называть — «лихие 90-е» или «славные», — и ряд миллиардеров. Сейчас ломать через колено никто никого вроде не собирается. Президент РСПП Александр Шохин — оптимист, он считает, что «смена власти пройдет без потрясений и непредсказуемых сюжетов, управлять активами сложнее не станет». Главный стратег «Уралсиба» Кристофер Уифер уверен и в кадровой стабильности — скорее всего, в ближайшие 2-3 года во главе контролируемых государством компаний останутся те же люди.

Но мало остаться, надо иметь возможности для развития. Тут есть нюансы со многими нулями. Дмитрий Медведев и Владимир Якунин принадлежат к одной команде — Владимира Путина. Но доверил бы президент Медведев железнодорожную монополию с выручкой под триллион рублей в год Якунину, с которым он не соседствовал в дачном поселке? Совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук и акционер некогда скромного нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко стали признанными миллиардерами при Владимире Путине. И здесь ключевое слово «при». Новым российским лидерам не надо ссориться — главное, что их двое. «При Путине решения можно было принимать мгновенно, а сейчас придется согласовывать, и результат пока непонятен», — отмечает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.