Подари \"Лексус\" детскому дому - преврати благотворительность в фарс

На модерации Отложенный

Лев Аннинский, критик:

И "Мерседес", и детский дом - это то, чего у меня нет в опыте. Я никогда в жизни не был в детском доме, хотя во время войны потерял отца, но мать как-то так изловчилась, что в детский дом меня не отправили.

Но я и никогда в жизни не ездил на "Мерседесах" и "Лексусах". И не понимаю, что это такое. Предполагаю, что машины намного лучше других, но у меня нет не только опыта владения ими, но и даже опыта езды в таких автомобилях. И, честно говоря, мне не нужен этот опыт.

Но вот у нас находятся люди, настолько богатые, что могут дарить "Мерседесы" и "Лексусы" в детдома... Чем-то мне эта ситуация все равно напоминает чушь и абсурд. Знаете, при Советской власти где-нибудь в Узбекистане возле дома Героя Социалистического Труда или председателя колхоза мог стоять роскошный черный "ЗИС-110". Посреди пустыни фактически. Журналисты спрашивали: зачем, тут же кругом песок? На что Герой Соцтруда отвечал: по пустыни можно ездить и на лошади, и на осле, и на верблюде, а "ЗИС-110" тут стоит, потому что, ну вы же понимаете, я знаменитый, уважаемый человек. "Безумие" той эпохи как-то перекочевало в сюжеты этой.

Но я считаю, что и это безумие надо использовать. И пусть "Мерседес" или "Лексус" станет у ворот детского дома.

Для детдома, конечно, задача, что делать с ним. Надеюсь, что в нем не станут ездить главный бухгалтер или директор по своим служебным и личным нуждам. Тогда в таком подарке нет особого смысла. Да даже и детей перевозить в нем неудобно: сколько поместится и куда в нем ехать? Думаю, что детскому дому удобнее другой автотранспорт - попроще, повместимее. Что-то менее пижонистое.

И поэтому детдому рано или поздно придется решать, что ему делать с подаренным дорогим авто. Надеюсь, что его подарили с правом продажи и покупки на вырученные деньги лишней пары белья для детей. Тогда пижонству владения такими дорогими вещами и даже пижонству подарка можно будет придать здравый смысл: купить детям одежду, еду.

Сближают ли такой подарок детдом и олигарха или богатого чиновника? Ну да, хотя сближение, конечно, вынужденное, кривое и странное. Но если ничего другого не выходит, то и это дело.

Я не очень понимаю удовольствия богатой жизни. Что, богатый может съесть два обеда в день? Прожить две жизни? Нет. А все остальное для меня - это как "ЗИС 110" в пустыне. И я не фанатик священности богатства. Тем более у нас, где почти всегда непонятно, откуда взялись бешеные деньги у тех, кто может позволить себе покупать и дарить "Мерседесы". И почему они оказались именно их богатством?

Я, к сожалению, не очень верю в трезвящую природу переживаемого кризиса. В ресурсы для покаяния, которые он якобы может обнаружить.

Я и в сам кризис не очень верю. Нам спустили откуда-то это слово. Почему я должен свято верить: раз американцам нечем платить за дома, которые они еще не построили, у меня должна начаться очень плохая жизнь. По-моему, это какой-то массовый охмуреж. У нас всегда почему-то любят рисовать картины: Россия на краю гибели. Когда однажды Александру III кто-то из приближенных сказал: "Ваше величество, позвольте вам заметить, что Россия стоит на краю пропасти", он со свойственным ему остроумием ответил: "А когда она не стояла на краю пропасти?"

против

Чулпан Хаматова, актриса:

- Слышала, что недавно детскому дому кто-то из чиновников подарил "Лексус".

Такую благотворительность я считаю просто небрежной. Яркая вспышка, может быть, и добрых чувств, а до ума это дело довести или не смогли, или не захотели. И таких примеров, когда тратятся огромные средства, масса. А идут они непонятно на что. Что тут скажешь? Наше время воспитало такую прослойку в обществе, которая давно уже живет, как инопланетяне. Им непонятны обычные люди, встающие рано утром и едущие на работу в метро. Они не знают, что кто-то живет на зарплату в четыре тысячи рублей. И чиновников таких инопланетных масса. Достучаться до них невозможно, я прихожу и начинаю с ними говорить как будто на китайском языке - не понимают.

У кого-то, может быть, и 200 "Лексусов". Почему бы ему и не подарить один детдому? Вот только что он думает о том, как такую дорогую машину будут использовать? Ну пусть подарит, и на нем будут играть дети: он будет на детской площадке стоять, а они будут представлять, что они владельцы. Или честная воспитательница детдома однажды проедет на нем по главной улице деревни.

К счастью, нашему фонду "Подари жизнь" (помогаем детям, которые больны раком) таких подарков не делали. Бывало, дарили картины - мы их продавали через аукцион. Подарили машину, но она не "Лексус": удобный микроавтобус, на котором возим наших детей. Но нам нужно было все же потратить свое время на то, чтобы продать машину, деньги оформить и очень грамотно их потратить: купить что нужно этому конкретному детскому дому. А еще лучше - конкретному ребенку в этом детском доме. Размазывать по тарелке не нужно. Благотворительность должна быть умной и грамотной. А у нас нет фундамента человеческих ресурсов, таких, к примеру, как менеджер благотворительной организации. Это отдельная история, и этому нужно учиться. Но в любом случае мы какое-то время будем изобретать велосипед. Ведь мы не можем на сто процентов ориентироваться на западный опыт, потому что там и законодательство другое, и ментальность у людей, и, что там говорить, доверие к благотворителям другое.

Ощущение от бессмыслицы такого подарка, как "Лексус", такое же, как если бы барыня подарила нищему бриллиантовое кольцо: он крутит его, вертит, а обменять на деньги не может. Это будет до тех пор, пока люди не привыкнут думать, куда пойдут даже копейки, которые мы подаем в метро или на улице. В карман тому, кто хозяин у нищих? Ничего не нужно давать, если точно и адресно не знаешь, куда пойдут деньги. Все проверять! У нас, к сожалению, масса организаций, где работают мошенники.

Вообще можно заставить человека дарить, что нужно, или вести себя соответственно ситуации, когда многим есть нечего? Я никого не призываю пересматривать свое публичное поведение. Я могу только смотреть внутрь себя: что бы меня подтолкнуло поверить и захотеть совершить добрый поступок? Только доверие к чему-то. Если оно есть к тем людям, кто занимается детьми или инвалидами, значит, любая помощь - на пользу. Важно сделать эту помощь максимально удобной и честной.