Молочная война закончилась: проиграли все

На модерации Отложенный

Молочная война между Белоруссией и Россией началась 6 июня, когда Роспотребнадзор запретил ввоз на территорию РФ почти 500 видов белорусской молочной продукции. Официально причина запрета звучала так: белорусские производители не переоформили разрешительные документы в соответствии с регламентом, принятым ещё в 2008 году. Вдобавок ко всему Россия предложила выдать последний кредитный транш в размере 500 млн долларов российскими рублями. Белоруссия отказалась. Российская реакция последовала незамедлительно: вице-премьер Алексей Кудрин назвал белорусскую экономику ненадёжной и предрёк её дефолт в конце этого - начале следующего года. Официальный Минск в ответ заметил, что белорусская экономика демонстрирует небольшой рост даже в кризисное время, в то время как российская этим похвастаться не может. Далее были серии публичных заявлений и оскорблений, которые явно не шли на пользу имиджу ни одной из сторон. Лукашенко, правда, отличился серьёзнее, применив по отношению к российскому руководству эпитеты вроде «отморозков».

Ругань руганью, а вот того, что обидчивый белорусский лидер откажется участвовать в саммите ОДКБ, в Кремле не ожидали. В Белоруссии особенно не скрывали, что причина бойкота - молочная война. «Мы являемся свидетелями открытой экономической дискриминации со стороны одного из государств - членов ОДКБ против Беларуси по важной товарной группе. Подобные действия объективно подрывают экономическую безопасность государства - члена организации, то есть основу основ стабильности и, соответственно, комплексной, всеобъемлющей безопасности», - заявил тогда пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Попов. Лукашенко выразился ещё более красочно, отметив, что Россия хочет поставить Белоруссию «на колени».

Москве выходки Лукашенко явно не понравились, и уже 15 июня газета «Коммерсантъ» распространила сообщение некоего «источника» в администрации российского президента, заявившего: «У нас нет особого расстройства по поводу поведения Беларуси. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны». Белорусские СМИ и официальные лица очень болезненно восприняли эту цитату и весь день 15 июня цитировали её и комментировали: Россия посягает на нашу независимость, но мы её не отдадим. Газета «Советская Белоруссия», учредителем которой является администрация Лукашенко, даже разразилась передовицей, в которой говорит, что «вся эта история стала походить на скверный анекдот».

Анекдот меж тем 17 июня закончился: глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко пообещал, что 18 июня поставки белорусского молока в страну возобновятся, и заверил: все спорные моменты улажены. Белоруссия согласилась не поставлять своё молоко в течение двух ближайших кварталов, зато ей дали возможность увеличить экспорт творога, сыра и масла. Кто пострадал от этой войны больше - Россия или Белоруссия? Белорусские эксперты уверены, что их страна оказалась в серьёзном проигрыше. По оценкам экономиста Леонида Злотникова, Белоруссия поставляла в Россию молочной продукции на 1 млрд долларов ежегодно, что является очень серьёзной суммой для страны. «Молоко в Белоруссии делают предприятия в 118 районах страны, а на экспорт в Россию приходится свыше 93% общего экспорта молока. Поэтому, когда Россия от него отказывается, в белорусской провинции это тут же чувствуют», - говорит он. Меж тем для России отсутствие на полках белорусского молока некритично: белорусская продукция занимает лишь 4% российского молочного рынка. Впрочем, эксперт признаёт, что молочная война - это лишь следствие других, более глубоких конфликтов между Минском и Кремлём: последнему надоело «кормить» режим Лукашенко, который упорно отказывается вводить российский рубль на своей территории и продавать свои государственные предприятия российскому бизнесу.

По словам белорусского политолога Виктора Мартиновича, температура конфликта очень значительна: если она ухудшится ещё более значительно, то Белоруссия станет для России ещё одной головной болью вроде Грузии или Украины. Сам Лукашенко, надо сказать, и вовсе пригрозил России, что в случае посягательств на независимость республики она станет для неё «второй Чечнёй».

Что же будет дальше? Кремль в конфликте уже решил задействовать «Газпром»: компания 17 июня уже направила в «Белтрансгаз» письмо с требованием доплатить 231 млн долларов, который белорусы ему задолжали. По мнению белорусских экспертов, повышения цен на голубое топливо для Белоруссии не избежать. «Конечно, за независимость придётся рассчитываться. Белоруссия хочет выстраивать отношения с Россией как независимая европейская страна? Так зачем тогда удивляться возможным европейским ценам на газ? В то же время становится страшно: белорусская экономика может просто не выдержать рыночных цен», - говорит Мартинович.

А чем может угрожать России Лукашенко? Первый козырь - малозначительный: российское пиво. По оценкам белорусского комитета госконтроля, 70% всего пива, ввозимого в страну, ввозится из России. Причём 20% из него продаётся в магазинах с использованием теневых схем, заявила начальник управления контроля за обращением подакцизных товаров КГК Белоруссии Елена Масурновская. Вполне возможно, что Лукашенко в случае обострения ситуации может полностью перекрыть доступ российскому пиву на рынок страны: местное правительство активно развивает пивную отрасль и неудобств по поводу исчезновения с прилавков российского пива белорусы испытывать не будут. Второй козырь - таможня. До разрешения молочного конфликта Лукашенко уже постановил закрыть границу - все фуры, идущие из России 17 июня, тщательно досматривались, а на территории Витебской области вовсю работали наспех организованные пограничные пункты. Конфликт решился - пограничники демобилизовались.

Третий козырь - дружба с Западом. Все белорусские эксперты сходятся во мнении, что теперь белорусский парламент не признает независимости Абхазии и Южной Осетии, по крайней мере в ближайшие месяцы. Масла в огонь подлила и еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер, которая накануне визита в Минск выпалила: «Президент Белоруссии сказал мне, что хотел бы видеть меня как можно быстрее». По мнению Виктора Мартиновича, этот факт ясно показывает: ЕС готов воспользоваться конфликтом Белоруссии и России, чтобы начать вывод первой из геополитического влияния восточного соседа. Эксперт даже не исключает того, что «через некоторое время Лукашенко объявит о готовности провести на территории страны военные учения НАТО». Это, однако, может быть последним гвоздём в крышку гроба Союзного государства.

Для России это означает потерю очередного, возможно, последнего союзника на территории экс-СССР. Для Белоруссии последствия будут ещё куда более печальными: без российских кредитов её экономике наступит конец уже через несколько месяцев, уверен экономист Центра Мизеса Ярослав Романчук. По его словам, чтобы не объявить дефолт в этом году, Белоруссии нужно как минимум 7 млрд долларов, а их, кроме России, никто не даст.