Кремль снова сделает ставку на Януковича?

Информационным хитом минувшей пятницы стало сообщение о том, что «Газпром» поддержал компанию «РосУкрЭнерго» (РУЭ) в исковом требовании к Украине в Стокгольмском арбитраже. Цена вопроса — 11 миллиардов кубометров газа, которые до середины января числились за РУЭ. Или $3,6 млрд.

При очень большом желании какую-то логику в столь резком изменении позиции Москвы отыскать можно. Москва болезненно реагирует на подписание в Брюсселе протокола о намерениях между Украиной и ЕС по поводу модернизации украинской газотранспортной системы. То есть о кредите в $2,5 млрд, которые ЕС, может быть, даст Украине в обмен на гарантии стабильной поставки.

Напомним, что Россия на этот шаг Украины отреагировала молниеносно. Сперва российская делегация демонстративно покинула международную конференцию, и практически тут же последовала резкая критика как самого договора Украина—ЕС, так и позиции Украины со стороны Владимира Путина. Украина — это лишь трубопровод, по которому в Европу идет газ из России. Другого газа по этой трубе не может идти по определению. И если России удастся реализовать проекты по прокладке трубопроводов в обход Украины, то все украинские амбиции будут умножены на ноль. Так что заявление российского премьера о том, что подобного рода переговоры нельзя проводить без хозяина самого продукта, в общем-то оправданно.

С другой стороны, объяснение резкости заявлений российской стороны можно искать и в алогичности поведения Украины. Ну, допустим, присутствие на одной брюссельской площадке заклятых друзей — Ющенко и Тимошенко — можно объяснить страхом украинских властей окончательно потерять доверие ЕС. Тем более что накануне этой самой конференции председатель Еврокомиссии г-н Баррозу, понимая, с кем он имеет дело, написал письма Ющенко и Тимошенко. В частности, там было и такое: «У меня прошла с вами объемная дискуссия в отношении мероприятий, которые должна предпринять Украина, если она хочет привлечь инвесторов для обновления ГТС. Я очень обеспокоен тем, что после длительных переговоров до сих пор невозможно согласовать текст декларации». И еще: «Позвольте быть откровенным: требования международных финансовых институтов больше нельзя держать в процессе обсуждений. Если эти условия не будут приняты вами, Украина потеряет возможность значительного вливания денег в ГТС в критический для вас момент, а мы будем вынуждены отменить конференцию. Это подвергает риску политическую и профессиональную репутацию чиновников Украины и ЕС».

Что касается профессионализма и репутации украинской политической элиты, то здесь, похоже, Баррозу волновался зря. По мнению, скажем, австрийской газеты Die Presse, в мире на сегодня мало таких циничных политических элит, как украинская. Что характерно, этот вывод был сделан именно в дни газовой конференции Украина—ЕС. Когда рекламная демонстрация неожиданной «любви» по линии Ющенко—Тимошенко не могла ввести в заблуждение даже тех, кто до сих пор с теплом вспоминает о победе Ющенко во время «оранжевой» революции. Почему так негибко повела себя Тимошенко, которая еще дней десять назад воспринималась и как главный друг Кремля, и как достаточно успешный игрок на западном направлении, как политик, который имеет все шансы выиграть грядущие президентские выборы?

Но такая оценка была до Брюсселя. Теперь же ряд экспертов оценивают итоги конференции Украина—ЕС как очередной провал украинского премьер-министра — третий после поражения кандидата от Тимошенко на выборах мэра Киева, не говоря уже о досрочных выборах в Тернопольский облсовет, где Блок Юлии Тимошенко занял четвертое место.

Уступив не только Партии регионов, но и ультранационалистическому объединению «Свобода» во главе с Тягнибоком, которое шло на выборы с откровенными ксенофобскими лозунгами и получило более 30%.

Некоторые эксперты говорят, что, дескать, совместная поездка с Ющенко в Брюссель — это длинная многоходовка, изначально проговоренная Тимошенко с Путиным. Но, похоже, это лишь попытка растерянных аналитиков найти хоть какое-то объяснение последним шагам премьер-министра. Поскольку маловероятно, что реанимация «Газпромом» интересов «РосУкрЭнерго» в Стокгольмском арбитраже является оговоренной частью холодного замысла российского и украинского премьеров.

После Брюсселя Тимошенко посетила Японию, с визитом, который успешным назвать сложно. Хотя накануне отлета Тимошенко в Токио украинские СМИ упорно твердили о том, что главным «ремонтником» украинской ГТС станет именно Япония, пока можно констатировать, что Япония выкупит у Украины лишь ее квоты на выброс вредных веществ по Киотскому протоколу. Что составляет порядка $600 млн. Но никак не $5 млрд, озвученные накануне визита. Кстати, $5 млрд были озвучены и как кредит, который вроде бы должна была предоставить Украине Россия. Но после Брюсселя украино-российские консультации по инициативе Кремля были отложены.

Пока не ясно, кто же получил максимум бонусов в результате этой странной игры. С одной стороны, одним из призеров можно считать Виктора Ющенко. Он явил Европе себя вместе с Тимошенко. Он вроде бы сыграл с Европой против России. Наконец, выступление России на стороне «РосУкрЭнерго» дает Ющенко шанс намекнуть украинскому совладельцу РУЭ Дмитрию Фирташу насчет денег. Но брюссельский протокол о намерениях — это еще далеко не деньги, которые ЕС готов дать Украине. Так что «победу» Ющенко можно принимать очень условно.

То же можно сказать и о Тимошенко, которая лихо «разобралась» с Москвой, которая вроде бы ставила на ее президентское будущее. Можно предположить, что в скоропалительности принятия решений не последнюю роль сыграл фактор Тернополя. Т.е. угроза потери поддержки со стороны электората Западной Украины, где крайне негативно был воспринят образ Тимошенко как главного друга Москвы. Но это уже больше похоже на панику, поскольку битва за электорат Западной Украины в формате большой дружбы с ЕС против России не может увенчаться полной победой.

И получается, что самый жирный кусок в итоге отхватит лидер Партии регионов Виктор Янукович. Во-первых, Партия регионов сразу же выступила в поддержку позиции Путина после конференции в Брюсселе. Во-вторых, во главе профирташевской группы в Партии регионов находится один из главных газовых переговорщиков недалекого прошлого — Юрий Бойко, который имеет прямые контакты непосредственно с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. В-третьих, за Януковичем все же остается пусть ослабленная, но монополия на электорат Востока Украины. В-четвертых, Кремль, вынужденный после «последовательной» политики Тимошенко все равно на кого-то ставить, будет вынужден выбирать наименьшее и относительно предсказуемое из украинских зол. И если в итоге арбитражный суд в Стокгольме вынесет решение в пользу Фирташа, то дополнительные средства для президентской кампании получит именно Янукович.

Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2009/032/14.html

2
1409
0