Бомжи как символ московской весны

На модерации Отложенный

Наступила весна, и вместе с растаявшим снегом на поверхность вылезли городские проблемы. Некоторые из них можно решить путем элементарной уборки и чистки. Но есть в городе одна «пахучая беда», справиться с которой, как видно, не под силу никому.

Недели три назад в нашу рубрику «Книга жалоб» в массовом порядке стали поступать звонки от обеспокоенных москвичей. Жители города констатируют - с приходом весны в городе появились ватаги бомжей. Причем по наблюдениям горожан в этом году их стало особенно много. «Я живу на проспекте Мира, и в этом году переход у станции метро превратился в рассадник для бездомных, - жалуется Валентин Петрович. - Там и раньше можно было встретить уличных маргиналов, но в этом году это какое-то безумие. То же самое у станции метро «Сухаревская». Какие-то бабки с вонючими тюками, пьяные мужики. И такое впечатление складывается, что их с каждым днем становится все больше. Почему власти никак не решают эту проблему?! Ведь никому не надо объяснять, что бомжи являются переносчиками множества заболеваний, но, видимо, наши чиновники в метро не ездят и заразиться от бездомных не боятся. А вот мы, граждане чиновники, боимся». «У нас рядом с двором вообще колония бомжей поселилась, - жалуются жители дома 24 по 1-й улице Ямского поля. - Облюбовали заброшенную железнодорожную будку и устроили там ночлежку. Притащили туда диваны и греются на солнышке, попивая пиво. Вы не представляете, какую они устроили там помойку - горы пластиковых бутылок, тряпки. Обращения в милицию на ситуацию никак не влияют, там говорят: «Ну они же ничего страшного не делают». Видимо, нужно ЧП, чтобы кто-то разогнал этот рассадник! А ведь рядом детская площадка, мы боимся туда ребятишек выпускать. Да и взрослым от такого соседства тоже страшновато».

Оказывается, горожане зря ругают чиновников, социальные службы и прочие организации. Они ничего не могут поделать. Это раньше за паразитическое существование за счет общества, а проще - за тунеядство, по статье 209 УК РСФСР, бродяги могли схлопотать от четырех месяцев колонии.

Но в 1991-м статью отменили, и «городские паразиты» вздохнули с облегчением. Еще бы, теперь можно делать все что хочешь, и тебе абсолютно ничего за это не будет. Обеспокоившись ростом беспризорных, два года назад МВД сообщило о назревшей необходимости возвращения в УК тунеядской статьи. Но не тут-то было - правозащитники, как один, встали на защиту бомжей, утверждая, что несчастных людей, которые в большинстве случаев не по своей воле оказались на улице, нельзя преследовать уголовно. Не смогли провести законодательно даже такую малость, как обязательное прохождение медосмотра и оформление регистрации, за злостный отказ от которой уклонистам грозило бы спецучреждение.

По разным оценкам, сегодня в России от 1,5 до 4,2 миллиона бездомных - то есть до трех процентов наших соотечественников. Наибольшая их концентрация наблюдается в больших городах. Так, только в Москве проживают от 30 до 70 тысяч бродяг. Но это лишь очень приблизительно, на самом деле сосчитать всех бродяг, слоняющихся по столице, просто невозможно.

«Мы действительно ничего не можем с ними поделать, - заявили «МП» в ГУВД столицы. - Виной тому полное отсутствие законодательной базы, по которой сотрудник милиции может задержать бомжа. Да и за что? Если бомж ведет себя, так скажем, культурно, не совершает правонарушений, то никаких санкций к нему применить нельзя. Даже в больницу или спецучреждения для бездомных их можно отправить только с их согласия. А как показывает практика, им и этого не нужно».

В этом смогли убедиться и многочисленные журналисты, участвовавшие в акции «Социальный патруль», устроенной Департаментом социальной защиты населения Москвы в апреле. Устав от многочисленных жалоб москвичей на попрошаек и бомжей, заполонивших станции и вагоны метрополитена, власти столицы решили выйти с ними на контакт и помочь «несчастным».

Сразу на 50 станциях с семи утра работали около тысячи человек: они оказывали бродягам медицинскую помощь, кормили бесплатными обедами, раздавали одежду. И опять же по личному согласию бичей доставляли в больницы и социальные учреждения. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что сами бомжи с радостью использовали акцию в качестве возможности бесплатно поесть и пришмотиться, а когда дело доходило до реальной помощи (будь то медицинская или юридическая), они, сытые и довольные, предпочитали ретироваться от гуманных помощников. Да и нужно ли им это - иные из них зарабатывают на сдаче бутылок или попрошайничестве больше, чем работяги на заводах!

В конце 2007 года Аналитический центр Юрия Левады проводил опрос среди россиян по поводу бомжей. Так вот, с мнением, что нужно с помощью милиции очистить города от бродяг и попрошаек, согласились 9% граждан (в 1997 году - тоже 9%). Больше всего (59%) людей считают, что нужно активизировать работу специальных государственных служб, отвечающих за помощь бомжам, нищим, бродягам. Были и такие (их 13%), кто считает, что эти люди сами поставили себя в такое положение, они же сами и должны из него выпутываться. Причем так отвечали учащиеся, студенты, предприниматели и в основном мужчины моложе 25 лет.

Выйдя на улицы города, «МП» решила выяснить, как сами горожане предлагают бороться с бичами столичных улиц. Кстати, действо проходило недалеко от станции метро «Улица 1905 года» - также место, славное бомжацкими колониями.

Старшее поколение, как один, предлагало вернуть статью за «тунеядство». «Да если под этих паразитов покопать, всегда найдется за что их засадить, - пенсионерка Лидия Ивановна была серьезна и строга. - Они же провода воруют, цветные металлы, да и за попрошайничество статью вроде не отменяли. Просто с ними возиться никто не хочет, а они этим пользуются». «Надо их отлавливать и насильно заставлять работать, теми же дворниками. Можно даже и зарплату им определить. А что, пусть пользу городу приносят, под контролем милиции», - предлагает Вячеслав Петрович.

К слову сказать, ни один из опрошенных «МП» горожан не проявил к бомжам той лояльности, которую демонстрируют представители власти и правозащитники. Видимо, очень достали. Кто-то предлагал и вовсе радикальные меры борьбы. «Если бы бомж знал, что когда его найдут спящим в метро, ему сразу прострелят ногу, то уверена, бомжи вмиг исчезли бы из города, - заявила студентка Светлана. - Задолбали уже. Знают, мерзавцы, что на них нет управы, вот и расплодились, как тараканы. Жестче с ними надо быть. Чтобы боялись».

С помощью читателей «МП» даже составила карту районов Москвы, где бомжей обитает больше всего. На первое место в рейтинге попали станции метро и районы города, расположенные возле вокзалов. Но даже среди них есть свои фавориты. Первое место поделили между собой площадь Трех вокзалов и Курский вокзал. Здесь, по мнению москвичей, бомжей обитает больше всего. Далее, по убывающей, следуют районы возле Белорусского, Киевского, Савеловского и Павелецкого вокзалов. Вокзалом с самым меньшим количеством бомжей, по мнению читателей, признан Рижский. Видимо, нищим хватает расположенных поблизости Ярославского, Ленинградского и Казанского. Также много, по наблюдениям москвичей, бомжей живут в подуличном переходе у станции метро «Октябрьская»-кольцевая, у станции метро «Улица 1905 года», в переходе на «Пушкинской», на Бакунинской улице, на площади у станции метро «Выхино». Летние резиденции бомжи устраивают в столичных лесопарковых зонах: на Лосином острове, в Сокольниках, в Битцевском парке. И как с этим бороться, похоже, действительно не знает никто.