Зачем России нужна война за Арктику

На модерации Отложенный

К популярному в узких кругах выражению «еврей-полярник» может добавиться понятие «эфэсбэшник-полярник». Раньше за освоение Арктики отвечал Главсевморпуть (1932), «Лейся, песня, на просторе» распевала вся страна (1937), а аппаратная борьба описывалась стишком «Шмидт снял Папанина со льдины, а тот его — с Севморпути» (1939). Освоение Арктики было и частью государственной мифологии, такой же, как война в Испании. Правда, для иных полярников экспедиции становились способом избежать репрессий, хотя и исключительно на время отсутствия на большой земле.

Теперь государствообразующий миф об арктической державе поддерживается то забрасыванием флага на дно Ледовитого океана, то разработкой теории, согласно которой хребет Ломоносова — это та же Сибирь, только под водой, то недавним решением о создании арктических войск и принятием Арктической стратегии.

Метод втыкания флага, кстати, оттуда же, из сталинских времен — в 1928 г. СССР таким способом заявил свои права на Землю Франца-Иосифа. Арктический миф (речь идет об идеологическо-пропагандистской составляющей, а не о выдающейся практике географических открытий и иных исследований) удивительно удачно входил в «пазы» ключевых моментов советской истории: эпопея «Челюскина» — это 1934 год, тот самый, когда прошел «съезд победителей», закрепивший власть Сталина. 1937-й, начало массовых репрессий — и тут же на станцию «Северный полюс — 1» отправляются Папанин, Кренкель, Федоров и Ширшов. Страна живет арктическими приключениями, отвлекаясь от сталинского кошмара.

Дети в «Цветике-семицветике» Катаева играют в «сжатие» льдов. Целое поколение зачитывается «Двумя капитанами» Каверина. После 1938-го миф бронзовеет, Герои Советского Союза — полярники получают квартиры в Доме на набережной, а репрессии начинаются уже в самом Главсевморпути. Правда, вскоре приостанавливаются, потому что уже некому осваивать «торосы и айсберги». В 1939-м Папанин заменяет Шмидта на посту главы полярного ведомства.

И вот снова арктическая зона, согласно Основам госполитики в Арктике, будет использоваться в качестве «стратегической ресурсной базы, во многом обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны в XXI в. и способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных ресурсах и других видах стратегического сырья».

Снова старая песня — сырье. Но и не только: если Сталин, осваивая Арктику, держал в голове войну, что было для него естественным, то почему же сейчас говорится об арктических войсках и «береговой охране ФСБ»? Кажется, компетентные органы готовятся к «войне» с другими арктическими державами за расширение бывшего советского сектора Арктики, причем теми же методами, что и в былые годы, когда молодая советская республика с помощью Наркомата иностранных дел готова была бороться за уголь Шпицбергена. Сейчас в повестке дня — нефть и газ.

Правда, разрабатывать месторождения без иностранной поддержки мы все равно не сможем. Даже полярники из ФСБ не помогут.