Кризис? В России всегда все в порядке. У кого надо

На модерации Отложенный

У экспертов и аналитиков свой рейтинг, у светской хроники свой. Можно снискать любовь общества не будучи миллиардером, а можно прослыть Гобсеком. Несмотря на проблемы в бизнесе одним из главных героев вечеринок оставался Сергей Полонский, проявили себя Сергей и Николай Саркисовы и Михаил Абызов. Тягу к творчеству демонстрировали Михаил Прохоров, Михаил Фридман и Олег Байбаков. Олег Дерипаска и Роман Абрамович? Зачем нам их миллионы, если мы даже не можем на них погулять? Задается вопросом обозреватель светской хроники газеты «Коммерсантъ» Мила Кузина.

Казалось, только год назад на строительной выставке MIPIM глава Mirax Group Сергей Полонский (№ 348, $70 млн) в весьма фамильярной манере просил, выйти из помещения всех, у кого нет миллиарда. Теперь выяснилось, что он вел диалог о сущем со своей виртуальной проекцией. Теперь у девелопера тоже нет миллиарда. Если считать в долларах, конечно. Но MIPIM, кстати, было одно из самых веселых мероприятий. Дорогое шампанское и односолодовый виски лились рекой. К тому же посреди этой «мужской» выставки MIPIM в шатре, где шла вечеринка, появились весьма привлекательные девушки. Атмосфера была такой зажигательной, что танцевать вышла даже глубоко беременная супруга господина Полонского Юлия, один из самых мощных его конкурентов глава «Метрополя» Михаил Слипенчук (№ 155, $200 млн) в компании всегда благодушной дочери заместителя мэра Москвы Марии Росляк.

А как, например, Сергей Полонский вывозил покупателей на свою стройку в Черногорию? Чартер с российскими бизнесменами, моделями и просто светскими тусовщиками во главе с известным сотрудником фэйсконтроля клуба «Dяgilev» Павлом Пичугиным отправился в город Будва. Там как раз это время проходил официальный этап мирового Чемпионата по скоростным гонкам на воде Class 1.

Полонский, как обычно, сочетал страсть к работе и умение веселиться. Он лично водил экскурсии по объекту и катал гостей на электрокарах. Первую вечеринку того уик-энда праздновали в крепости в историческом центре Будвы. Почти все гости соблюли дресс-код: «все в белом». Особенно эффектно выглядел президент «Строймонтажа» Артур Кириленко (№ 321, $70 млн) в белых брюках с черными лампасами. По очереди гостей развлекали Полина Гриффитс, группа «Океан Эльзи» и группа «Серебро». Неформальным поводом к тостам послужил день рождения DJ Smash, которого в связи с важностью момента представляли настоящим именем – Андрей Ширман. Шутки вокруг национальной принадлежности именинника закончились тем, что он на радость всем присутствую­щим исполнил куплет из «Хава Нагилы». Член правления Mirax Group Алексей Адикаев, переодевшись официантом, угощал гостей коктейлями и шампанским. Каждый раз его встречали аплодисментами и чаевыми. За вечер Адикаев по собственным подсчетам заработал около 1200 евро. Девушки сняли туфли и танцевали босиком. Кульминацией праздника стал грандиозный салют, рядом с которым лазерами рисовали крутящуюся надпись Mirax, но почему-то не корпоративного синего, а зеленого цвета. Сцена и столы освещались фонарями и факелами, один из которых чуть не упал на генерала в отставке, предпринимателя и сына первого заместителя руководителя Департамента градостроительства города Москвы Олега Косована. Кто-то в танце задел факел, и он уже падал на могучую спину Косована, но друзья успели перехватить огненную угрозу.

На следующий день вся компания отдыхала на пляже Mirax «Тропикана». В программе вечерней дискотеки значилось бармен-шоу от топ-менеджеров строительной корпорации. В тот вечер работать ведущим Михаилу Шацу почти не пришлось. Вячеслав Лейбман предстал перед гостями сразу в трех ипостасях – хозяина вечера, его ведущего и диджея. Он встал за музыкальный пульт вместе с DJ Smash. Ему активно помогало все руководство Mirax Group.

А потом все лето такие же чартеры вылетали в Турцию, увозя гостей в шестизвездочный отель Сергея Полонского Sungate. Но это было летом. А все, что было потом, вы и сами прекрасно знаете: кризис, обещание съесть галстук, попытка продать яхту и виллу во Франции, которых на самом деле нет. И уже самые последние антикризисные рекомендации от Сергея Полонского: пить водку, париться в бане, заниматься сексом и гимнастикой цигун. Близкие к Полонскому люди рассказывают, что он не теряет самообладания, но на всякий случай ходит в таком плотном кольце охраны, что и муха мимо не пролетит. На всякий случай.

Маша и шоколадная фабрика. Кстати, самого активного и веселого члена совета директоров Mirax уже два месяца как нет в компании. Алексей Адикаев ушел, но его по-прежнему можно встретить и в Куршавеле, и в модных ночных клубах Москвы.

Зато выпали из внимания светской публики Олег Дерипаска (№ 8, $4,9 млрд) и Роман Абрамович (№ 2, $13,9 млрд). Хотя еще летом во время Петербургского экономического форума Дерипаска шутил на приеме в Эрмитаже о том, что ему дали первое место в рейтинге богачей и предлагал в следующий раз передать пальму первенства кому-нибудь еще. Как в воду глядел… После насыщенной встречами деловой программы форума он ехал почти в одиночестве по ночным клубам. И, в общем, таким он и запомнился, больше с тех пор «первый номер в списке миллиардеров» публичной светской жизни не предавался. Зато в Совете федерации недавно кто-то пошутил: я, мол, богаче Дерипаски. «У него долгов на $30 млрд, а у меня ни рубля».

Роман Абрамович тоже пропал из светской жизни прямо с наступлением кризиса. Даже вместо традиционного Куршавеля отправился отдыхать в далекий американский Аспен. Его подруга Дарья Жукова с помпой открыла в сентябре выставочное пространство «Гараж», тем самым сменила статус дизайнера и владелицы модной марки на статус галериста. Целый год вся светская общественность обсуждала варианты предстоящей свадьбы и ее масштабы. Но, судя по всему, главный статус Дарьи Жуковой – невеста – она так и не сменила. Злые языки тоже винят во всем кризис. Хотя, понятно, что миллиардеры это не те люди, которые могут опасаться создавать семью из-за финансовых сложностей.

В последнее время российские богачи все больше тянутся к интеллектуальным продуктам: изобразительному творчеству, музыке и литературе. Вот даже Абрамович руками своей подруги приобщился к творчеству Ильи Кабакова. А что уж говорить о людях и без того склонных к искусству? Михаил Фридман (№ 6, $6,1 млрд) и Петр Авен (№ 35, $1,25 млрд) просто не вылезали последнее время с выставок. Провели показ лотов знаменитых аукционных домов у себя в Альфа-клубе, вместе с Шалвой Бреусом поддержали премию Кандинского. Перещеголял их в этом смысле только глава УК «Тройка Диалог» Павел Теплухин. Ему в какой-то момент уже в лицо стали говорить: ты, правда, банкрот? А он отвечал, что все путем и продолжал поддерживать и Антикварный салон в ЦДХ, и выставку лотов Sotheby’s, и даже написал книжку о том, как добиться успеха на личном примере. Хотя уже на последних светских событиях, связанных с форумом «Россия», организованным «Тройкой Диалог» все чаще звучали предложения отправиться в Гоа.

Михаил Прохоров – единственный в России бизнесмен, про которого все говорили: он один успел «окэшиться». А подчиненный Михаила Прохорова глава «Онэксим-Девелопмент» Олег Байбаков презентовал себя с неожиданной стороны. Его дочь Маша открыла пространство BAIBAKOV art projects в одном из зданий бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». На выставку приехал взглянуть губернатор Краснояр­ского края Александр Хлопонин, большой любитель современного искусства владелец MosCityGroup Павел Фукс (№ 371, $70 млн). Гости задерживались и у триптиха с образами героев светской хроники. «У них слишком одинаковые ноги», – отметила директор клуба Prime Concept Ирина Вольская изображенных на световом панно Дарью Жукову, Полину Дерипаску, Марию Байбакову и других светских барышень. Комментариев по поводу последней части триптиха гости избегали. На нем изо­бражалось, как гламурную публику расстреливают из автоматов и одним из пострадавших, с фонтаном крови изо рта, был изображен мэр Москвы Юрий Лужков.

Близкие гости семьи Байбаковых отправились отмечать открытие выставки в ресторан Bon, находившийся по соседству. «Неужели Маша, правда, его дочь?» – удивлялись даже те гости, кто был в курсе родственных отношений хозяев вечеринки. Действительно, Мария Байбакова выглядела так серьезно и так складно говорила речь, что было трудно предположить, что она дочь Олега Байбакова, который с таким удовольствием танцевал под песни Сергея Лазарева. Впрочем, неожиданный выбор музыкального исполнителя многим пришелся по вкусу. Под него активно танцевали владелец Access Industries Леонард (другая версия – Леонид, третья – Лен) Блаватник и директор Российского национального туристического офиса Михаил Игнатьев.

Вышли из тени. Были среди российских предпринимателей и те, кто несмотря на все финансовые потрясения, успели выйти из тени. Вот скажем совладелец «Капитал Груп» Влади­слав Доронин (№ 221, $100 млн). Благодаря отношениям с Наоми Кэмпбелл он получил вход не только на все российские, но и на западные вечеринки. Хорошо, когда у тебя девушка с паспортом гражданина мира, когда она богата и известна. В этой ситуации, конечно, интереснее не цифры на счету Наоми, а ее связи. Модель, как известно, близко дружит с огромным количеством бизнесменов, жертвующих на ее благотворительные акции. В хороших отношениях она и с венесуэльским лидером Уго Чавесом. А это одна из развивающихся стран, где много неф­ти. Роман с Наоми вообще, оказалось, очень к месту. В феврале они знакомятся. А в мае становится известно, что его компания «Капитал Груп» планирует продать часть акций в ходе IPO. Появилась информация о том, что в ходе публичного размещения акций компания намерена выручить около $1,5 млрд. Любопытно, что даже в биржевой терминологии есть слово «публичность». Когда как не сейчас руководителю одной из самых закрытых компаний показать свое настоящее и весьма симпатичное лицо. Понятно, что «цена открытия» с Наоми для Доронина может быть несколько выше, чем без нее.

Сейчас, как считают многие, самое время для междинастических браков. Надо капитализировать активы. Для Николая Цветкова (№ 20, $2,3 млрд) вот только произошло важное событие: он выдал замуж дочь за молодого финансиста Алексея Чаленко. А Чаленко так расстраивался перспективами российского бизнеса, что даже в шутку поставил у себя профиле на «Одноклассниках» место жительства: Уругвай. А с Еленой Батуриной (№ 45, $1 млрд), активами которой ранее управлял, поссорился.

На этих новогодних каникулах, несмотря на все кризисы, успели снискать себе светское признание совладельцы компании «Ресо-гарантия» Николай и Сергей Саркисовы (№ 58–59, по $0,75 млрд). Они устроили своим гостям настоящий праздник живота с самодельным борщом и черным бородинским хлебом, а владелец группы E4 Михаил Абызов (№ 137, $200 млн) запомнился российским горнолыжникам обедом с молочными поросятами. Катались на лыжах и Кирилл Писарев (№ 60, $740 млн), и Григорий Березкин (№ 142, $200 млн), и Данил Хачатуров (№ 401, $70 млн). Но ничего сверхординарного не продемонстрировали.

Еще в светском обществе редкий гость Дмитрий Рыболовлев (№ 9, $4,6 млрд). Но ему в прошлом году на вечеринках везло через невезение. Если его приводили на мероприятия знакомые люди, то тут же он встречал и почет, и уважение, и внимание девушек. Но стоило ему прийти одному, как его организаторы светских увеселений в упор не узнавали. Как сейчас помню, даже с двух заходов не удалось ему организовать себе место на дне рождении ресторана Bistrot. Хотя за столами оказались все приветливые люди: Александр Роднянский, Татьяна и Валентин Юмашевы, Ольга Слуцкер… Да и зачем ему это светсткое общество? Сейчас, судя по тому, что цены на удобрения пошли вниз, главным для деятельных предпринимателей будет работа, а для тех, кто почти все потерял – заслуженный отдых.