Обама пытается покорить мир несбыточными инициативами

На модерации Отложенный

Первый официальный визит Барака Обамы за рубеж (однодневная, обязательная для каждого американского президента поездка в Оттаву – не в счет) оказался плодотворным по части громких заявлений, привлекших к себе всеобщее внимание.

Он посетил в Лондоне саммит G-20, юбилейную встрече НАТО в Страсбурге и Баден-Бадене, конференцию США-Евросоюз в Праге, Турцию, и, неожиданно, Ирак. Уже само простое перечисление мест, где побывал Обама, дает представление о широте диапазона его высказываний, особенно, если учесть, что участие в саммитах и конференциях он совмещал с двусторонними переговорами, как, например, с Дмитрием Медведевым в Лондоне.

На время визита американского президента пришлись такие события как демонстрации антиглобалистов, левых и пацифистов в Лондоне, Страсбурге и Баден-Бадене, запуск ракеты Северной Кореей.

Обама не просто комментировал эти события, не только высказывался по повестке дня форумов и визитов, но и сделал ряд глобальных заявлений, которые должны охарактеризовать планы его администрации, обозначить ее повестку дня на ближайшие четыре года.

О предложениях Барака Обамы по преодолению мирового экономического кризиса "НП" уже писала. На юбилейном саммите НАТО ему удалось разрешить деликатную ситуацию с избранием нового генсека организации – против кандидатуры датского премьера Андреса Фога Расмуссена была настроена Турция. Во время визита в мусульманскую Турцию Обама на весь мир заявил, что "США никогда не будут воевать с исламом", и подчеркнуто посетил не только Анкару, связанную с антиисламской политикой Ататюрка, но и Стамбул – город султанов, считавшихся халифами. Во время посещения очередной страны он старался как можно больше общаться с представителями молодежи – студентами и школьниками, не боясь обсуждать с ними самые острые вопросы, чем окончательно покорил сердца закоренелых антиамериканистов, но только в личном качестве. Ненавидеть США они не перестали.

В Ираке американский президент отметил, что военная операция здесь находится на этапе, когда идет сокращение военного контингента США, а иракцы берут на себя обеспечение безопасности: "Пришло время передать наши полномочия иракцам. Они должны взять на себя ответственность за собственную страну и за ее суверенитет. Для того, чтобы это произошло, они должны пойти на политические компромиссы". По словам Обамы, акцент действий армии США все больше будет смещаться с военных операций на подготовку иракских вооруженных сил. Обама заверил американских военных в том, что переключение внимания новой администрации на Афганистан и Пакистан не означает уменьшения значения Ирака, и поблагодарил их: "Вы прекрасно справились со всеми возложенными на вас задачами, в невероятно трудных условиях и с большими жертвами, несмотря на все противоречия и политические соображения, вы концентрировались на выполнении своей миссии".

Ранее, в Турции, он ответил местным студентам, что важно "правильно" выводить войска из Ирака. "Некоторые могут мне напомнить, что я был противником войны. Почему же я сразу не вывел все войска из Ирака? Моя изначальная позиция не означает, что теперь я не несу ответственности за то, как будут развиваться события". Таким образом, ему удалось пройти между Сциллой общественного мнения и Харибдой конкретных требований военных и объективных политических и дипломатических обстоятельств.

Оценивая, так сказать, пиаровскую составляющую более чем недельного вояжа, можно сказать, что Обаме удалось приковать к себе внимание планеты, каждый день удивляя жителей посещаемых стран и корреспондентов все новыми заявлениями и инициативами, как правило, воспринимаемыми весьма благосклонно. Президент стремится восстановить американское моральное лидерство, улучшить имидж своей страны на международной арене, для чего он и предпринимает такие усилия.

В Праге американский лидер обозначил новую фундаментальную инициативу своей администрации – достижение "мира без ядерного оружия".

Она стала основополагающим моментом во внешней политике нынешнего Белого дома. Обама отметил, что как единственная держава, применившая атомную бомбу, Америка несет особую ответственность в деле ядерного разоружения.

Заметим, что в анализе высказываний Обамы важно рассмотреть не только сами концептуальные предложения, но и реакцию на них как внутри Америки, так и за рубежом.

Предложение президента о всеобщем ядерном разоружении вызвало смешанные отклики. Впервые в США значительная часть СМИ подвергла критике недавно избранного президента – вопреки преобладающим восторгам в отношении к нему. Да и в мире реакция была сдержанно-критичной. Главный упрек американских обозревателей заключается в том, что Обама добровольно отказывается от самого сильного аргумента в руках президента, ведет себя как наивный мечтатель, не понимающий, что в мире еще много агрессивных сил, которые не преминут воспользоваться проявленной слабостью Америки. Многие считают, что в тот момент, когда Россия – обладатель второго по размерам арсенала ядерных боеголовок – не может более содержать такое количество оружия массового поражения, и вынуждена сокращать его запасы, Вашингтон выступает с инициативой уравнивающий Россию и Америку, словно ему это нужно больше, чем Москве. В Обаме начинают видеть опасного идеалиста, неразумного миротворца, угрожающего своей политикой безопасности страны. В качестве доказательства неудачности заявлений президента приводят тот факт, что буквально в тот же час, когда он выступал перед многотысячной толпой в Праге, Северная Корея, в нарушение резолюции ООН, произвела пуск баллистической ракеты, проигнорировав опасения Вашингтона, и бросив ему вызов. Обама же осудив запуск, ничего более не смог сделать, а Совбез ООН не принял никакого решения, собравшись на экстренное заседание. В качестве иллюстрации довольно неожиданного общего отношения масс-медиа можно привести заголовок статьи из "Кристчен сайенс монитор", традиционно антимилитаристской газеты – "Идея полного ядерного разоружения, выдвинутая Обамой, неразумна".

За границей инициативу Обамы выслушали внимательно, но явного позитивного отклика от мировых лидеров он не получил. Ни Москва, ни Париж, ни Пекин, ни другие столицы государств-обладателей ядерного оружия, никак внятно не прокомментировали призыв американского президента. В целом отношение, похоже, следующее – мир без атомного оружия вещь хорошая, но только не сейчас, и не в случае нашей страны. Общее недоверие друг к другу перевешивает иные соображения. Похоже, правы те скептики, которые полагают, что без ядерного оружия мир станет менее безопасным. По крайней мере, главы всех государств с оружием массового поражения считают именно так.

Возникает закономерный вопрос – зачем тогда Обама выступил с подобной инициативой? Ответ, думается, весьма прост. Для него важен, в первую очередь, пропагандистский эффект. Ему необходимо показать принципиальное отличие своей администрации от предыдущей, и утвердить тем самым "моральное лидерство" Белого дома. Неважно, реальны ли предлагаемые планы. Обама идет по пути Рузвельта и Кеннеди, любивших подобные глобальные инициативы, как правило, ни к чему не приводящие. Но кто помнит об их провалах? В памяти народной они остались как легендарные президенты. Обама, с его устойчивым и не падающим рейтингом предстает "тефлоновым" президентом, и может не опасаться реальных эффектов реальной политики. Он – дитя новой мультимедийной эпохи, эпохи интернета, когда удачная картинка, остроумная реплика на пресс-конференции в прямом эфире, важнее всего. Как никакой другой политик Обама овладел искусством общения с современной аудиторией. Он знает, что его слова о "невозможной мечте, осмеиваемой циниками" перевесят иные соображения. Пусть всеобщее ядерное разоружение не удастся, но в историю он войдет как президент, поставивший подобную цель.