Кризис порождает кризис

На модерации Отложенный

ВВП США, а с ними половины мира, включая ЕС и Китай, непрерывно (точнее, с перерывом на 1991 год когда он упал на 0,1%) рос на протяжении четверти века - с 1983 по 2007 гг. Как с гонимой нынче монетарной точки зрения можно охарактеризовать этот временной промежуток? Как эру дешевых денег и низких процентных ставок.

Особую роль в этом играла Япония, на протяжении полутора десятков лет боровшаяся с застоем в экономике, путем удержания ставки рефинансирования на практически нулевом уровне, что с учетом размеров японской экономики и продолжительности явления во времени принесло миру эффект, именуемый кэрри-трейдингом, - когда инвесторы занимали японские иены под ноль годовых, обменивали их на доллары, марки или фунты и инвестировали в экономики или рынки других государств.

Единственный риск, который они в этом случае несли - это риск повышения курса иены к валюте, на которую они ее поменяли на момент возвращения кредита. Но поскольку японская экономика находилась в состоянии застоя, то правительство Японии глобально было настроено не допускать серьезного утяжеления иены, каковое могло еще более усугубить проблемы экономики Страны восходящего солнца. С другой же стороны, сам по себе кэрри-трейдинг, предъявляя спрос на эмиссию иены, препятствовал росту курса этой валюты.

Что дала мировой экономике эпоха дешевых денег? Прежде всего отметим, что прошедшие четверть века характеризовались процессом вывода производства из США и ЕС в развивающиеся страны - прежде всего Китай. На смену производству должно было что-то прийти. И пришло - строительство.

Низкие процентные ставки по ипотечным кредитам породили строительный бум, а также бум в сопряженных отраслях, сделав строительство локомотивом экономического роста и важнейшей отраслью экономики.

Вывод: дешевые деньги позволили относительно безболезненно осуществить процесс вывода промышленных мощностей за пределы США и ЕС.

С другой стороны, дешевые деньги обслуживали масштабную экспансию западного бизнеса на вновь открывшиеся с крахом Восточного блока и реформами в Китае рынки - в Восточную Европу, республики бывшего СССР и Китай.

Вывод: дешевые деньги способствовали процессу глобализации и втягиванию бывших соцстран в капиталистический мир.

В-третьих, и, вполне вероятно, это самое важное на настоящий момент - дешевый кредит породил массу бизнесов, характеризующихся низкой рентабельностью. Т.е.

в эпоху дешевых денег экономика развивалась экстенсивно - за счет появления бизнесов, каковые вследствие низкой рентабельности не могли существовать десятилетием или двумя раньше.

А теперь представим следующее - эпоха дешевых денег закончилась. Почему? Потому что кредит - как показывает текущая экономическая ситуация - перестает был двигателем экономики.

Да, кредит вследствие падения ставок в США и Японии до нуля феноменально дешев, но потенциальные заемщики не желают кредитоваться даже по таким сверхнизким ставкам - потому что и без того перегружены взятыми ранее кредитами. И пока они не погасят значительную их часть - новых брать в должном объеме не будут.

Как наступает эпоха дорогих денег? Нет, не прямо вслед за эпохой денег дешевых. Потому что эпоха дешевых денег должна закончиться относительно краткосрочным периодом сверхдешевых денег - каковой мы сейчас и наблюдаем. А дорогие деньги станут неминуемой расплатой за сверхдешевые деньги - в целях борьбы с продуцируемой таковыми высокой инфляцией.

Во что же выльется подорожание денег? Правильно - в кризис порожденного дешевыми деньгами низкорентабельного сектора экономики. Отметим, что сегодня рентабельность акционерного капитала в США составляет 3,4%. Это, правда, кризисное значение - но и в лучшие времена оно было не более чем вдвое больше (при этом 40% всей прибыли, генерируемой экономикой США, еще совсем недавно приносил финансовый сектор, весящий всего 8% ВВП - т.е. норма прибыли в реальном секторе была мало отличима от нуля).

А это значит, что существует масса бизнесов, чья доходность не сильно отличается от нуля и их существование оправдывается исключительно тем, что они приносили прибыль несколько большую, чем банковские депозиты. А банковские депозиты в эпоху эмитируемых централизованного денег не могли быть слишком доходными - банки предпочитали занимать у центральных банков, чем у граждан. И в эпоху дорогих денег эта ситуация должна измениться. И когда значительное число бизнесов будут приносить доход более низкий, чем процент по вкладу в банке, встанет вопрос о их закрытии.

Так что если нынешний кризис действительно завершит собой эру дешевых денег, то мы автоматически получаем следующий серьезный кризис, характеризуемый серьезным сокращением ВВП и ростом безработицы, продуцируемыми закрытием бизнесов с небольшой рентабельностью.