Когда вождям приходит время посещать магазин

На модерации Отложенный

Теперь Путин узнал, сколько стоит колбаса, делились россияне мнением о неожиданном визите премьера в столичный магазин. Не узнал, кстати. До нас не дошел, жаловались в четверг корреспонденту \"Известий\" продавщицы колбасного отдела. Но дело даже не в том, куда ступила нога премьера. Главное - что ступила.

Не просто дошел - налетел, нагрянул, свалился на голову. И не в образцово-показательную точку, которую регионалы специально готовят к приезду московских руководителей. Но зачем власть идет в магазин? И каков будет результат похода?

Наверное, затем, что у каждого из наших вождей рано или поздно наставало время пойти в магазин. И чем проблематичней время, тем сильнее желание показать, что они с народом, о желудке которого заботятся. Что греха таить, сытое население и себе любо, и власти нев тягость. Так что цель у госмужейодна, мотивы разные.

А ведь это проводы еды


К примеру, первый президент России Борис Ельцин, который был самым известным ходоком по магазинам. Эту привычку он заимел, еще работая в Свердловске, затем развил в Москве. Недоброжелатели обвиняли его в популизме. Возможно, доля правды в этом есть. На то они и политики, чтобы искать любви народной. Но отчего-то кажется, что был у Ельцина и другой мотив. Возможно, ошибаюсь, но есть ощущение, что во многом поступками первого президента России двигала его личная история. Человек, рожденный в семье раскулаченных крестьян и переживший военное детство, подсознательно несет в себе тревогу о том, даст ли завтрашний день хлеб. По собственным родителям, тоже детям войны, знаю эту великую потребность запастись едой, эту невероятную тягу к тому, чтобы накормить всех окружающих. Увы, но по-советски неумело, доморощенно.

Ельцину досталось, прямо скажем, разрушенное хозяйство - пустые полки прилавков, бардак в промышленности и сельском хозяйстве. Если помните, символом того времени стали знаменитые похороны еды, снятые молодой командой \"Оба-на\".

Да, действия Бориса Ельцина были нерыночными и наивными. Он, как добрый барин, пытался контролировать, как кормят его народ. Нагрянуть с шашкой наголо, ударить кулаком по столу, отчитать всех ответственных. Там смотришь - на следующий день и еду подвезут. Но надолго ли? К тому же, если куда-то прибыло, откуда то обязательно убудет. На все же магазины даже легкий на подъем Ельцин физически разорваться не мог. Нужна система, не набеги на торговые точки. Это Ельцин тоже понимал. Одно из первых его серьезных экономических решений - либерализация цен, благодаря которой прилавки магазинов заполнились товарами. Шоковая терапия, как потом назвали эти действия, сработала. Но обернулась взлетевшими в заоблачные выси ценами, сгоревшими сбережениями...

\"Не колбаса вас губит...\"

Ельцин уже давно не президент, но мы так и не создали системы, которая позволила бы торговле жить по рыночным условиям. Кто виноват в высоких ценах, которые сейчас так беспокоят население, а значит, и власти? Конечно, торговцы - рвачи, уверено население. Владимир Путин намекнул принимавшему его сетевику, что \"не колбаса вас губит...\". А что? Жадность, естественно. Порожденная монополизмом.

Положить ему конец и должен был закон о торговле, который Путин решил обсудить на месте - в столичном супермаркете. Но будет ли результат? Да, теперь Путин узнал цены на молоко и мясо. А раньше не знал? Или многочисленные ведомства, призванные отслеживать цены, ему не докладывают?

Ну отчитал он управляющего директора компании Х5 Retail Group (которая владеет сетью \"Перекресток\") Юрия Кобаладзе, который принял на себя весь накопившийся на сетевиков гнев. Довел, можно сказать, человека до обещания снизить цены. Да и то не сработало. Вчера тот взял свои слова обратно, заявив, что неправильно, мол, его поняли журналисты, вырвали фразу из контекста. Просто шутейный, так сказать, был у них разговор: премьер пошутил, директор скаламбурил.

Когда готовили законопроект о торговле, много говорили о госрегулировании цен. Сначала активно предлагали эту меру, потом не менее активно открещивались как от нерыночной. Но только почему-то под регулированием понимают у нас управление наценкой - мы вам устанавливаем потолок, а вы выше него не прыгайте. Настоящее регулирование - создание механизма, при котором, как ни странно, торговля работала бы в условиях рынка. Но чиновники все спорят и спорят, а как сделать это, не знают. Вот и приходится премьеру заниматься ручным регулированием, вернее, выездным.

Магазин \"Океан\" и кусок \"бумажной\" колбасы в придачу

Предшественники Бориса Ельцина тоже не брезговали посещением магазина. Но только делали это чрезвычайно официально, в основном во время посещения провинции.

Известно несколько случаев громких визитов в магазины. Например, Михаил Горбачев в 1985 году приехал поздравить Владивосток со 125-летием. Естественно, город готовился к встрече высокого гостя. В том числе появилось кое-что и в продуктовых магазинах. Выбор Горбачева пал на фирменный рыбный магазин \"Океан\".

А вот Леонид Брежнев единение с народом перед прилавком демонстрировал крайне редко. То ли не видел смысла, то ли, имея хорошее снабжение через спецраспределители, не считал, что в стране есть проблемы с продуктами. Но сохранилась байка, которая вошла в недавно снятый фильм \"Брежнев\". Ехал генсек по своим делам, вдруг видит сельпо. Велит остановить машину, заходит в магазин, покупает кусок плохой колбасы и отправляет ее Николаю Тихонову (на тот момент председателю Совета Министров). Пусть задумается, чем народ питается.

\"Рыночных методов тогда не было...\"

(отрывок из книги Александра Коржакова \"Борис Ельцин: от рассвета до заката\")

Будучи первым секретарем МГК, Борис Николаевич регулярно посещал с проверками продовольственные магазины. Сначала мы ездили по одному и тому же маршруту, заезжая в магазины, расположенные вдоль правительственной трассы. Правда, когда торговое начальство узнало о наших визитах, то стало снабжать эти магазины получше остальных. Привычка: лично проверять, какие продукты лежат на прилавке, тоже сохранилась у шефа со Свердловска. Там разговор в гастрономе начинался с вопроса:

- Сколько в продаже сортов мяса? Сколько наименований молочной продукции?

Мы намекнули Борису Николаевичу, что магазины подальше от трассы снабжают не так полноценно, как остальные, и он поручил мне подбирать объекты для проверки. Я заезжал в самый обыкновенный магазинчик, осматривал с точки зрения безопасности подъезды к нему и никому из работников не говорил, что скоро сюда нагрянет первый секретарь МГК.

Наш \"ЗИЛ\" к тому времени уже сопровождал дополнительный экипаж охраны - его прикрепили из-за частых отклонений от стандартных маршрутов. Я предупреждал ребят:

- В такое-то время мы будем там-то. Только никого в магазине об этом не информируйте.

И мы заезжали неожиданно, заставая врасплох перепуганного директора. В то время Ельцина в лицо не очень-то знали и могли послать куда подальше. Внезапность визита являлась отнюдь не самоцелью - только так можно было установить истинное положение дел, без прикрас.

Однажды Борис Николаевич строгим, требовательным голосом о чем-то спросил продавщицу. Она ответила нагло:

- Шел бы ты отсюда...

На шум прибежал директор и, с ужасом в глазах посмотрев на Ельцина, сразу сообразил, в чем дело. Но Борис Николаевич с невозмутимым лицом продолжил диктовать замечания, которые я записывал в блокнот.

Сейчас, возможно, вспоминать об этом смешно. Но тогда он поступал правильно: ему поручили навести порядок в Москве, и он наводил. Рыночных методов ведь еще не было. В Свердловске, например, при Ельцине всегда яйца продавались и птичье мясо трех сортов.

Ура проездному!

В 1989 году мы вместе с известным журналистом Анатолием Степовым работали парламентскими обозревателями \"Известий\" на первом съезде народных депутатов СССР. Незабываемое время. Потрясающие встречи, эпизоды. Одна сцена запомнилась особенно.

Лето. Троицкий мост. Из Троицких ворот Кремля выходит Борис Николаевич Ельцин. Рядом - только верный Александр Коржаков. Отчего опальный бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС выглядит, несмотря на прекрасно сидящий на нем элегантный темно-синий костюм, довольно-таки несчастным и одиноким. На Троицком мосту в ту пору постоянно толпилась группа депутатских фанатов. Человек двадцать, не более. Появление Ельцина привело их в полный восторг. Они окружили его, стали спрашивать: \"Борис Николаевич, как вы? Борис Николаевич, что вы?\"

Ощутив внимание пусть маленькой, но толпы, Ельцин расправил плечи, поднял голову. Он, и это было хорошо видно, попал в привычную ему стихию, пусть и в уменьшенном варианте. В ответ на вопросы будущий президент России сунул руку во внутренний карман пиджака, достал оттуда небольшой картонный прямоугольник и высоко поднял над головой.

- Вот это мой проездной, - объявил собравшимся Борис Николаевич.

- Ура! - закричала толпа.

- Вот сейчас я выйду на улицу и сяду в троллейбус. И поеду! Как все! - добавил он.

- Ура! Ура! - ликование стало безграничным...

Держа проездной над головой, как знамя, Борис Николаевич последовал к выходу из Кремля.

Народ был счастлив.