Зачем москвичу лес - поесть, выпить и нагадить?

На модерации Отложенный

В выходные Москва пустеет. Все, у кого есть дачи, покидают столицу. А там уж, на дачах, или возделывают свои антикризисные огороды, или борются со стрессом иными способами. Тем не менее тысячи и тысячи горожан, оставшихся в мегаполисе, тоже жаждут «общения с природой».

Компаниями или семьями выезжают горожане в ближайшие лесопарковые зоны, расстилают скатерку... Ведь «шашлычок под коньячок» можно употреблять не только в Сочи.

То, что происходит дальше, экологи называют «антропогенной нагрузкой». Разнотравье вытаптывается, страдают молодые деревца. Костры, несмотря на все запреты, все-таки жгутся (потому что свой шашлык вкуснее и дешевле кафешного). А уж сколько остается мусора! Еще со времен детства помню агитплакаты и тогдашнюю социальную рекламу по ТВ, призывающие не засорять природу. Сколько лет прошло, но, увы, мусор люди за собой убирать так и не научились. Как говорит наш известный юморист, «в парках культуры и отдыха отдых преобладает над культурой». То же самое можно сказать и про отдых в лесопарках. Варварским поведением люди наносят колоссальный урон природе. Ведется ли у нас «мусорная» статистика?

- Если речь идет о замусоривании парков отдыхающими, то, конечно, нет, - говорит Галина Морозова, председатель Московской экологической федерации. - Вообще на эту проблему в нашем мегаполисе внимания обращается очень мало: чиновники из окон своих лимузинов оставленный в лесу или у реки мусор просто не видят. Именно по этой причине он скапливается там чуть ли не годами, что вынуждает значительную часть шашлычников (этот вид массового отдыха, кстати, активно и совершенно безответственно пропагандируется всеми СМИ) каждый раз располагаться в новых, еще не загаженных (ими же) местах. Но таких мест остается все меньше. И как их выслеживать для мусорной статистики?

...Но что, собственно, в такой ситуации могут предпринять городские власти? Закрыть вход в лесопарки? Можно ли вообще с этим справиться?

- По нашей оценке, городские власти практически никак с этим и не справляются, - считает Морозова. - Единственное, что официально делается, - это обустраиваются специально выделенные для массового отдыха рекреационные центры, где есть урны для мусора, а в попытках упорядочить пикниковый отдых с кострами стали создавать официальные пикниковые точки, где желающие могут пожарить шашлыки на мангалах, а потом съесть их, запивая горячительными напитками, но - сидя за столами. Как будто все счастье отдыха на природе - поесть и выпить! Да еще музыку включают. А как же пение птиц, наблюдение за жизнью природы? К сожалению, нынешнее резко возросшее население столицы в духовном плане деградирует просто на глазах!

Но, по мнению Галины Васильевны, и вокруг этих так называемых цивилизованных пикниковых точек мусор убирают нерегулярно, а сами отдыхающие, вероятно, считают зазорным убрать из леса или от речки пустые бутылки, фантики, пакеты. И хотя бы донести их до ближайшего мусорного контейнера.

- В многомиллионной Москве число желающих закусить в погожие летние дни на природе исчисляется пятизначными цифрами, так что попытки городских властей организовать этот антиэкологический «отдых» посредством оборудования нескольких десятков, пусть даже сотен пикниковых точек обречены на провал, - продолжает Морозова. - Мало того что подобная мера по сути пропагандирует распитие спиртных напитков в общественных местах, каковыми фактически являются городские леса и лесопарки; подавляющее большинство страждущих, которым не хватило «культурных» пикниковых точек, пойдут подальше в лес, откуда мусор вытащить будет куда сложнее.

...Сама Галина Васильевна, как я знаю, отдыхает на природе отнюдь не с банкой пива. Вместе с коллегами наблюдает за обитающими в нашем городе дикими животными, исследует, какие травы произрастают на тех или иных участках леса или поля. Действительно, поесть можно дома, в кафе, ресторане. А в лесу надо бережно и осторожно приобщаться к таинственной для нас жизни других существ, таких же полноправных обитателей нашей планеты - деревьев, травы, букашек, птиц, зверушек...

- Многие москвичи, болеющие душой за свой родной лес, речку, луг, признаются, что они сами бы выносили оттуда чужой мусор, только вот потом его девать некуда - у выхода с природных территорий мусорных контейнеров практически не бывает, - говорит Галина Васильевна. - Кстати, действительно интеллигентные не по факту высшего образования, а по состоянию души люди, собираясь устроить пикник на природе, берут с собой полиэтиленовые пакеты и сумки, чтобы, возвращаясь домой, собрать и вынести оставленный некими «двуногами человекообразными» мусор.

...Неужели ситуация безвыходная? Но ведь есть же в Москве общественные организации, которые могли бы вести разъяснительную работу среди населения.

- А о каких общественных организациях идет речь? - удивляется Галина Васильевна. - Рассчитывать можно только на экологически грамотно организованное природоохранное волонтерское (добровольческое) движение - а оно у нас пока не очень распространено.

Есть еще молодежные политические или, вернее, политизированные организации, об акциях которых по уборке мусора иногда громогласно сообщают СМИ. Но, простите, когда мусором по дикому невежеству называют необходимую для развития растительности и жизни многих видов животных опавшую листву, то лучше бы эти «деятели» на природных территориях не появлялись вовсе. Мусор в лесу и на других природных территориях - это творение исключительно «двунога человекообразного». Все остальное - опавшие листья, ветки, сучья, шишки, сухая трава - это неотъемлемый компонент природного сообщества.

...Так, может, штрафовать «двуногов», пока не научатся вести себя культурно? Привлекать, так сказать, к административной ответственности?

- Штрафами любить природу не научишь, - считает Морозова. - А кроме того, ощутимо для кармана - так, чтобы запомнилось, - оштрафовать не удастся. Например, на особоохраняемых природных территориях Москвы (ООПТ), каковыми являются почти все городские леса и речные долины, замусоривание не отнесено к запрещенным действиям! Видимо, это «невинное» с точки зрения московских депутатов деяние в свое время «выпало» из законопроекта «Об особоохраняемых природных территориях в городе Москве» при прохождении им слушаний в Мосгордуме...

По словам Галины Васильевны, можно, конечно, привлекать тех отдыхающих, что загаживают наши природные уголки, к административной ответственности по статье КоАП Москвы за «самовольный сброс мусора», но штраф за него для граждан установлен смехотворный: 300 - 500 рублей. Можно также попытаться привлечь нарушителей к более серьезной административной ответственности - штрафу в размере от 3500 до 4500 рублей за уничтожение растений на ООПТ, которым всегда сопровождается пикниковый отдых. Но вряд ли это получится: «не пойман - не вор». А доказать, что именно эта компания забросала мусором травяной покров и уничтожила какое-то количество растений, практически невозможно.

...Но почему же столь многие горожане не понимают, что в буквальном смысле «плюют в колодец»? Сегодня они загадят последние островки природы, и завтра их детям просто некуда будет прийти!

- На самом деле ничего удивительного в отношении наших соотечественников к природе нет, - считает моя собеседница. - Во-первых, мне кажется, на генетическом уровне со времен татаро-монгольского ига у наших людей закрепилось осознание себя как временщиков - завтра степняки придут и жизнь кончится, так что на все наплевать. А во-вторых, природа человеком в прошлом рассматривалась как враждебная сила, а сам человек как ее повелитель, а не составная часть. И потом, значительное количество нынешних москвичей - это недавние жители небольших населенных пунктов, которые привыкли считать природу вокруг себя беспредельной, и не понимают, что в таком грандиозном мегаполисе перед ней нужно буквально трепетать. К тому же Москва для них не родной город, а место более легкой реализации жизненных потребностей. И для большинства из них святые для коренных москвичей Воробьевы горы - это просто лес на берегу реки, где можно пожарить шашлык.

...Честно говоря, с этим мнением Галины Васильевны я согласна не полностью: например, подлинно верующие христиане (и в прошлом, и в настоящем, и в небольших населенных пунктах...) считают себя именно частью творения, а отнюдь не его повелителями; каждую букашку, каждый цветок они ценят как создание Божие. Да и большинство сельских жителей, на мой взгляд, относятся к природе бережно, потому что она испокон века была их кормилицей. Нынешнее безудержное загаживание лесопарков (да и в городе многие бросают мусор мимо урны...) действительно вызывает в памяти знаменитое: «После нас хоть потоп!» Но, конечно, утверждения все эти спорные, и дискутировать о причинах подобного отношения нынешних горожан к природе можно долго. Главное сегодня, видимо, не «кто виноват», а «что делать»!

- Решение проблемы пока видится только в одном: постоянное будирование этого вопроса в СМИ и понуждение городских властей к организации регулярной централизованной очистки природных территорий столицы от человеческого мусора, как это делается во дворах и парках, - считает Галина Васильевна. - Средства на это найти можно: следует отказаться от чрезмерной стрижки газонов, от тотальной уборки опавшей листвы, от пересадки обреченных на смерть 40-летних деревьев, обрезки «под карандаш» тополей. А также от многих других маразматических с природоохранных позиций видов работ коммунальных служб города. А те же гастарбайтеры, да и наши нищие пенсионеры, аккуратненько будут выносить мусор с природных территорий, если эта работа будет оплачиваться. Вторая часть «противомусорных» мероприятий - это воспитание детей, начиная буквально с детских садов. Но процесс этот, как вы понимаете, весьма и весьма длительный.