Комендантский час для детей: \"за\" и \"против\"

На модерации Отложенный

Президент России Дмитрий Медведев утвердил поправки в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ограничивающие пребывание несовершеннолетних в общественных местах поздно вечером и ночью. В соответствии с поправками субъекты РФ сами могут устанавливать меры, запрещающие подросткам, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера.

Региональные власти также будут определять места, где может быть нанесен вред физическому, духовному и нравственному развитию детей. Регионам дается право устанавливать меры, запрещающие детям находиться в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей или других взрослых, например, на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, а также в интернет-кафе.

Документ определяет и промежуток времени, считающийся «ночным», – с 22.00 до 6.00 по местному времени. Поправки предусматривают право субъектов РФ своими законами снижать возрастную планку, но не более, чем на два года. Поправки предоставляют субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

«Данный законопроект – это отнюдь не запрет романтических прогулок при Луне для юных возлюбленных, а всего лишь попытка защитить самих же детей и подростков от преступности. Ведь дети очень доверчивы, и именно они в первую очередь становятся легкой добычей для различных извращенцев и преступников. А в результате мы имеет высокие показатели сексуального насилия и педофилии. Число преступлений сексуального характера возросло до 9 тысяч (в 2007 году – 8805). За последние 5 лет число зарегистрированных случаев педофилии в России увеличилось в 25 раз, а за последние семь лет – в 30 раз. Только в прошлом году жертвами насилия стали 126 тысяч маленьких россиян. Впору говорить о том, что наши дети стали составной частью так называемой «группы риска», – уверена депутат Госдумы РФ Татьяна Яковлева.

По ее мнению, подчас криминальную обстановку обостряют сами же подростки: «Подростковые компании, больше похожие на банды, в алкогольном опьянении или под действием наркотиков сами пристают к прохожим, могут и ограбить, и даже убить. В этом случае введение так называемого «детского комендантского часа» дает ощутимые положительные результаты. Например, в Ивановской области после введения такой ограничительной меры на 20% снизился уровень преступлений, совершаемых подростками».

«Безусловно, запреты сами по себе никогда не были эффективным средством борьбы. Не следует отгораживаться от проблемы только штрафными санкциями. Нужно проводить профилактику (в том числе и путем социальной рекламы), заниматься оздоровлением социальной среды, из которой вырастают неблагополучные подростки. Но в качестве «скорой помощи» вводимая мера необходима», – считает депутат. В свою очередь, глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина подчеркнула, что новый закон «не запрещает, а упорядочивает» пребывание детей в ряде общественных мест. По ее словам, документ содержит и положения «позитивного характера». Так, он впервые относит «защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие», к числу главных целей государственной политики.

Активное обсуждение новой законодательной нормы ведется не только в высоких кабинетах, но и в блогосфере. Один из основных аргументов противников комендантского часа для подростков – «еще одна кормушка для оборотней в погонах». «Если рассуждать с этой позиции, то ни один закон не нужен, поскольку с любого закона можно найти способ стричь деньги, – отвечают сторонники законодательной инициативы президента. – Дети после 11 должны быть дома, а если они не дома, то родителям плевать, где они и что с ними. Если спросить, что страшнее: недобросовестный милиционер, который посадит ребенка в обезьянник или насильника в собственном подъезде, то лучше обезьянник с милиционером».

Еще одно возражение против закона – под действие комендантского часа подпадут не только дети младшего и среднего школьного возраста, которых нормальные родители и без того не выпустят из дому ночью одних, но и старшеклассники, учащиеся техникумов и даже первокурсники вузов, которые привыкли считать себя уже достаточно самостоятельными людьми.

«Студенту достаточно будет предъявить студенческий билет, – возражают скептикам. – Если речь идет о курсах и учебе – скорее всего, вопрос решаем. А вот если вы пьете, сидя на лавочке, и вас отвозят в отделение милиции – то это правильная мера. В общественных местах не только подросткам, но и совершеннолетним распивать спиртные напитки не стоит. В данном случае подростков пытаются не в четырех стенах запереть, а как-то воздействовать на подростковый алкоголизм и преступность».

Развернутая контраргументация в отношении комендантского часа появилась в «живом журнале» русско-израильской писательницы Линор Горалик. По ее убеждению, «с сегодняшнего дня гражданин России, не достигший восемнадцати лет, оказывается со своей собственной страной в контрах». «Сегодня любой юный гражданин России, которому растолковали про связь комендансткого часа и детской преступности, получил внятный сигнал: он включен в список особо опасных лиц. Он – потенциальный преступник, причем более страшный, чем преступник взрослый, – взрослых-то на ночь не запирают! С этого самого дня государство больше не защищает его: оно защищается от него», – полагает автор блога.

«Хочется согласиться», – отвечают отмечают ей критики в комментариях к посту. – Но, увы, знакомство с реальностью некоторых регионов указывает, что это не настолько бессмысленное действие, как кажется на первый взгляд. Продают же спиртное не раньше 21 года. Или детей до 12 лет не оставляют одних на Западе. Есть обезумевшие толпы, готовые на страшное. Само собой, это не отменяет неизбежных злоупотреблений – но этого относительно просто избежать».

Писатель Александр Житинский тоже выступил в своем блоге против нового закона: «Ясно, что этот закон будет массово нарушаться. Причем, по вполне весомым и уважительным причинам. И теперь девушка (или даже юноша), возвращающаяся домой ночью, будет избегать освещенных улиц и проспектов, где хоть иногда разъезжают патрульные машины. Будет идти «огородами», по темным дворам и переулкам, где встретить патруль меньше вероятности. Раньше такой патруль теоретически (хотя не всегда, знаю) был его защитником. Теперь его отлавливают. И при этом надеются, что преступность снизится».

«Подросткам нечего делать на улице после 21.00», – говорят его оппоненты. – По статистике за последние 9 месяцев в Москве пропали около 54 тысяч человек, из них пятая часть – дети. 90% находят «по горячим следам». А оставшаяся 1000 где??? А дети, подсаженные на наркотики в ночных клубах, а секты, в которых молодежь заканчивает самоубийствами? А различные молодежные группировки с их странной идеологией, «прописками», специфической иерархией и т.д. Что наше общество может противопоставить? Да ничего, кроме комендантского часа. К сожалению, это очень мало».

«В нескольких городах, где «комендантский час» уже вводился экспериментально, уровень насилия над несовершеннолетними снизился в среднем на 60%, – напоминает один из авторов ЖЖ. – Людям, действительно заботящимся о правах и судьбах детей и подростков не на словах, такого показателя должно быть достаточно. Комендантский час для несовершеннолетних вводится время от времени в нашей стране еще с прошлого века. В нашем сегодняшнем КЧ явный перегиб с возрастом ограничения, но в целом идея здоровая, как показывает практика, а не теория. Снижается уровень преступлений несовершеннолетних».

В качестве эксперимента комендантские часы действовали в 15 регионах страны. По данным главы МВД Рашида Нургалиева, по итогам 11 месяцев 2008 года в Липецкой области количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, сократилось на 11,6 процента, а в ночное время – на 4,5 процента. И, что самое главное, на 59,4 процента снизилось число уголовно наказуемых деяний, совершенных в отношении самих несовершеннолетних.