Кого бережет моя милиция?

На модерации Отложенный

Российская милиция все активнее участвует в общественной жизни страны. Примерно месяц назад я писал о деле томского милиционера Никифорова. Очередной случай активизма на этот раз произошел уже в Москве. У другого блестящего молодого профессионала и тоже майора милиции по фамилии Евсюков.

Подробности второго дела сейчас уже хорошо известны. Нет нужды говорить о них снова. Да это и не входит в мою задачу. Как и в случае с Никифоровым мне интересна не столько сама история в жанре криминальной хроники, сколько стоящая за ней психология людей в погонах, их оценка смысла собственной деятельности и роли в обществе. Именно она является по-настоящему шокирующей.

На место трагедии в магазине \"Остров\" сразу выехал начальник московского ГУВД Пронин. Он был вынужден давать интервью, потому что серийным убийцей оказался его непосредственный подчиненный. О чем говорил высокий милицейский чин? Может быть, он приносил свои соболезнования семьям убитых и раненых? Или просил прощения от лица российской милиции? Нет, Пронин защищал и оправдывал Евсюкова. Из слов Пронина мы узнали, в частности, что Евсюков характеризовался по службе исключительно хорошо и \"шел к хорошей карьере\". Более важных тем в этот момент господин Пронин придумать не смог. И по его интонациям было понятно, что абсурдности и неуместности своих слов в данных обстоятельствах он искренне не чувствует.

Это принципиальный момент. В голове у этих людей так называемая честь мундира, их корпоративные интересы, находятся неизмеримо выше всех остальных человеческих и общественных ценностей, даже выше наших \"гражданских\" жизней. Это очень опасный симптом. На самом деле, гораздо более опасный, чем даже оружие в руках майора Евсюкова. Именно эта психологическая установка приводит к тому, что вооруженные люди в погонах, которые якобы призваны служить обществу, в действительности рассматривают всех нас как своих крепостных.

Кстати, пистолет, из которого стрелял Евсюков, вовсе не является его табельным оружием. По данным следствия, пистолет уже 9 лет находился в розыске. Поэтому Евсюков подозревается помимо убийства трех человек и в незаконном хранении оружия. Эта деталь несколько расходится с мнением, неосторожно и поспешно высказанным господином Прониным. Откуда у профессионала, шедшего к хорошей карьере, нелегальное оружие? Неужели нашел и нес сдавать? В оправдание Евсюкова его начальники сообщают и о том, что у человека, дескать, были неприятности в семье, скандалы с женой. Ну с кем не бывает, в самом деле! Ничто человеческое российскому милиционеру не чуждо. Евсюков неудачно справил свой день рождения, напился, поссорился в очередной раз с супругой, заехал домой, надел милицейскую куртку поверх гражданской одежды, а потом отправился в магазин, где устроил тир. Вместо мишеней были живые люди. И эта деталь очень показательна - обратим на нее должное внимание - прежде чем отправиться на дело, Евсюков облачается в символ своего могущества и власти. Убивать людей удобнее так, чтобы все видели, кто ты. Ты - право имеющий.

Что делать с Евсюковым его коллеги тоже некоторое время не знали. \"Сидит у нас в отделении\", - говорили они. - \"Команды везти в суд пока не было\". Действительно, что же можно делать с начальником ОВД, только что убившим трех человек? Непростой вопрос. Требует дополнительных размышлений. Пронин тем временем продолжал свою апологию. \"Разговаривал с Евсюковым в 4 утра, - рапортует он. - Глаза как плошки, ничего не понимает, что было, не помнит\".

Какая трогательная, милая картина! Настоящая идиллия. Заботливый отец Пронин защищает своего нагадившего пасынка.

Заглядывает ему в глаза. И в этом пункте начинается совсем другая история. Она в данном случае касается того, что будет с Евсюковым и Прониным дальше. А в более широком контексте - она о том, насколько избирательно в России действуют законы. Насколько законы способны защищать оступившихся людей в милицейских куртках, и насколько такая роскошь недоступна простым смертным.

Мое предложение Пронину состоит в том, чтобы он добровольно и немедленно подал в отставку. Стреляться не нужно, хотя в другие времена офицеры стрелялись и от меньшего позора. Но и отмыться от этой истории начальнику ГУВД уже не удастся. Евсюков же по всем признакам, по закону и по совести, должен получить пожизненное заключение. Потому что он не просто серийный убийца, а серийный убийца, использовавший свое должностное положение - доступ к нелегальному оружию и милицейскую куртку вместо короны. Соображения о милосердии именно в данном случае, к сожалению, совершенно неуместны, поскольку офицер милиции, лицо, наделенное властью и монополией на использование насилия в рамках закона, несет перед обществом большую ответственность, чем обычные граждане.

Итак, Пронина и руководителей его кадровой службы - в отставку. Евсюкова - размышлять о роли милиции в обществе в более спокойной обстановке, чем та, где он постоянно скандалил с женой. Так должно быть. Теперь о том, что будет.

Во-первых, Пронин, конечно, никуда не уйдет. Говорить о причинах можно долго, но по-моему, основная из них заключается в том, что за \"честью мундира\" он и ему подобные давно забыли о подлинной офицерской чести и обычной человеческой совести. У них в ходу просто принципиально другие критерии, другие ценности.

Во-вторых, в деле Евсюкова будет сделана ставка на психиатрию. Убийство двух и более лиц постараются любой ценой превратить в общественно опасное деяние, совершенное временно недееспособным лицом. Об этом уже заявил Пронин. Ему лично от этого очевидная польза: сумасшедшие такие странные люди, за их действия никто не несет ответственности, даже если сумасшедший - начальник московского ОВД. Об этом же говорят приглашенные \"эксперты\", которые вчера весь день светились в телевизоре. Они, конечно, уточняют, что психиатрическая экспертиза Евсюкова займет немало времени, но и сейчас уже им многое ясно.

Я убежден, что Евсюков по результатам экспертизы будет признан невменяемым в момент совершения инкриминируемых ему деяний, а следовательно - освобожден от уголовной ответственности и отправлен на принудительное лечение. Последнее выгодно отличается для Евсюкова от тюрьмы тем, что добрые доктора в любой момент могут признать его \"выздоровевшим\", \"не представляющим опасности для общества\" и отправить домой. Тем более, если за талантливого профессионала походатайствуют высокие чины вроде того же Пронина. Таким уважаемым людям душевные лекари вряд ли смогут отказывать долго, так что временно потерявший самообладание Евсюков окажется дома в самые кратчайшие сроки.

Это, кстати, заставляет еще раз задуматься о роли психиатрии в обществе, поскольку очевидно, что науки в ней немногим больше, чем в гадании на кофейной гуще. Зато психиатрические лечебницы - это удобный способ вытеснения из общества ненужных людей и спасения нужных от уголовного преследования.

Несмотря на то, что шансы на справедливость по данному делу я расцениваю как невысокие, как гражданин России я намерен сделать все от меня зависящее, чтобы нынешнее милицейское начальство Москвы занялось более мирной деятельностью, чем кадровый менеджмент маньяков (вроде прополки огородов, что ли), а руководитель ОВД с глазами как плошки навсегда был изолирован от человеческого общества.