Как кризис рушит семейные стереотипы

На модерации Отложенный

«Не хочу! Категорически не хочу любоваться на мужа, пытающегося самостоятельно приготовить ужин, проверить у сына уроки и навести глянец возле зеркала в прихожей. Не хочу, несмотря на всевозможные разговоры об эмансипации, равных правах и множество аргументов по поводу того, что роль мужчины в семье обязательно должна распространяться не только на добывание средств, но и на расхлебывание бытовых неурядиц», - примерно так рассуждают 90 процентов российских женщин. Зато о жене-домохозяйке втайне мечтает в нашей стране каждый второй мужчина.

Исторически признанные добытчиками, позабыв об амбициях, они выстраиваются в очередь на биржу труда. А прекрасная половина человечества примеряет новое платье: «Я теперь одна семью содержу!» Возможен и иной вариант. Сокращенная супруга, еще недавно наравне с благоверным ковавшая стабильность семейного бюджета, осталась не у дел. Точнее, оказалась изгнанной на кухню, ибо единственный кормилец, преисполненный чувства гордости и собственной теперь значимости, настаивает на ежевечерних кулинарных изысках. И не поспоришь, и не возразишь. Ни в первом, ни во втором случае.

Интересно, что треть опрошенных россиян готова оказать сегодня супругам посильную помощь в поиске нового места работы, однако среди женщин таковых 40%, а среди мужчин - только 26%. Почти такое же количество мужчин (27%) позволяют супруге отдохнуть, пока она не найдет новое место работы. Многие из них не против, чтобы жены, оставшиеся без работы, какое-то время побыли дома, уделяя больше внимания им и детям. «Пусть отдохнет. Мне нравится, когда она дома, когда я прихожу после работы, а меня ждут сын и жена, вкусный ужин и хорошее настроение», - комментируют они. Дам, столь же лояльно настроенных по отношению к мужьям, гораздо меньше - всего 11%. Объясняется эта разница в ответах просто: далеко не все мужья, оставшиеся без работы, будут встречать приходящих с работы жен горячими ужинами и безупречным порядком в квартире. А жизнь женщины, вынужденно оказавшейся дома, вряд ли будет сплошным отдыхом, ведь во многих семьях именно на них лежат заботы о доме и детях.

И даже те, кто мечтает освободиться от бытовых хлопот, переложив их на мужские плечи, на практике так или иначе принимают огонь на себя. Недавно на одном из женских форумов нашла активное обсуждение дамами темы «муж-домохозяин». Первые три-четыре строчки диалога ажиотажно поддерживали эту идею: «а почему бы и нет?», «я ужасно не люблю мыть посуду, супруг тоже мог бы...», «гладить занавески - такая мука!» На шторах первоначально заявленная тема заглохла. Далее на трех (!) страницах блога милые женщины душевно делились друг с другом секретами глажки тюля, атласа и льна.

Поменять на скаку расстановку сил, и правда, получается далеко не у всех. И, как показывает практика, если мужья, потерявшие работу, терпят фиаско в битве с домашними проблемами из-за неопытности, то вставшие на путь «кормильца» жены чаще не выдерживают испытания «медными трубами».

- Муж сидит без работы уже месяц, - рассказывает москвичка Татьяна М.

- Я пашу на трех работах, домой возвращаюсь без ног. Первые две недели благоверный играл в онлайн-игры по интернету, на третью наконец побрился и приготовил на ужин фруктовое желе... в большом эмалированном лотке для холодца. В середине торжественно возлежал неразрезанный банан, обрамленный кружочками неочищенных апельсинов. Но видели бы вы его лицо! Оно светилось гордостью и неподдельным уважением к себе. Желе это ела три дня, не забывая нахваливать любимого.

И поверьте, эта незамысловатая история - скорее исключение из общей тенденции. Ведь он по крайней мере попытался, а она нашла в себе силы это по достоинству оценить! Однако традиционное «я пашу» от благоверных слышат сегодня 80 процентов (!) оставшихся без работы мужчин. И лишь 5 процентов супругов озвучивают эту мысль женам-домохозяйкам в качестве упрека. У работающих мужей иные прибамбасы.

- Два дня подряд ел котлеты, - сетует сорокалетний Илья Т. - На третий взбунтовался. Что, трудно другое что-нибудь приготовить? Денег нет? Так изобрети что-нибудь! Пирог испеки, десерт какой-нибудь сделай...

Желе, например... Но претензиями супругов к содержательной части их рациона жен не напугаешь. Проблема в другом. Подавляющее число женщин, оказавшихся в статусе безработных, отлучаются мужьями от семейных финансов. За то, чтобы распределением семейных доходов занимался зарабатывающий муж, высказываются 40 процентов представителей сильного пола. А вот решать, на чем экономить, по их мнению, должна исключительно супруга. Логика чисто мужская, но что поделать?

Финансовый кризис (прости, господи, - опять это слово!) постучался уже практически в каждую дверь: одним урезали зарплату, другие получают ее с задержками, а третьи и вовсе остались без работы. Психологи не советуют примерять негативные ситуации на себя, но все же...

Так ли часто задумываемся мы над тем, каково в этой ситуации не тебе лично, а твоей второй половине? И неважно, на какой позиции кто оказывается. Трудно-то обоим. Непросто и детям, втянутым в ситуативные «напряги» по поводу «как выжить», постоянно обсуждаемые родителями. Шестилетний сын моей знакомой решил проблему, предложив папе и маме продать все его игрушки и на эти деньги «купить новую работу».

Конечно, женщины и мужчины по-разному реагируют на кризисы, будь это любовный разлад или бюджетный аут. И хотя в России, по оценке экспертов, продолжает господствовать старое представление о распределении половых ролей, где мужчина - кормилец, сегодня общая картина стремительно меняется. Россиянки уверенно доказывают свою самостоятельность. И без проблем тянут воз - все, что раньше считалось прерогативой мужчин. Вплоть до личной жизни: если в условиях кризиса супруг утрачивает галантность и, концентрируясь на материальной составляющей, покидает линию любовного фронта, то женщины даже в суровые времена не хотят отказываться от чувств. И наступают. Даже тогда, когда сильная половина человечества вопреки депрессии старается сохранить «лицо». Готовя желе или ожидая повышенного внимания после трудовых подвигов.