Странные обстоятельства приговора по делу Довгия

На модерации Отложенный

В среду коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт по делу бывшего начальника Главного следственного управления СКП Дмитрия Довгия и бывшего начальника отдела Следственного управления Главной военной прокуратуры РФ Андрея Сагуры. Однако при весьма странных обстоятельствах до вынесения вердикта из коллегии была исключена одна из присяжных - Нелля Жаркова.

Напомним: Дмитрий Довгий обвинялся в превышении должностных полномочий и получении взятки в особо крупном размере - 750 тыс евро от бизнесмена Руслана Валитова за прекращение уголовного преследования. Андрей Сагура проходит по этому же делу в качестве посредника при передаче денег от Валитова - Довгию. В ходе судебного процесса выяснилось множество скандальных деталей, но самый громкий скандал случился в день вынесения вердикта. Теперь, после того как решение коллегии стало известным, присяжная Нелля Львовна Жаркова не стала скрывать свою публичную позицию: по ее мнению, обвинение не смогло доказать вины подсудимых и она настаивала бы на оправдании в совещательной комнате, если бы ей позволили принять участие в процессе до конца. При этом, как она рассказала «Новой газете», перед вердиктом мнение большинства присяжных разделилось и ожидать единогласного решения не приходилось - все мог решить один голос. И, скорее всего, как раз ее.

Нелля Жаркова рассказала нам, что странные недоразумения преследовали ее, начиная с самого утра среды. Вначале она и ее водитель застряли в лифте, его починки пришлось ждать 7 минут. После этого они обнаружили, что колесо их машины проколото ножом. Судя по всему, злоумышленники работали чрезвычайно быстро: колесо прокололи в тот короткий промежуток времени, пока водитель поднимался в квартиру Жарковой. Подобное - если это действительно не странное стечение обстоятельств - можно было осуществить, только если за квартирой и автомобилем присяжной велось наблюдение.

Колесо поменяли, но на этом неприятности не закончились. Миновав первый же пост ДПС в Гольянове, они заметили за собой машину ГИБДД - по громкоговорителю требовали вернуться на пост. Сотрудники ГИБДД (старший лейтенант Орлов и прапорщик Коршунов), не объясняя причин остановки, забрали у Жарковой документы для проверки. Нелля Львовна пыталась им объяснить, что она является присяжной и опаздывает на вердикт, однако, по ее словам, сотрудники на эти замечания не обратили никакого внимания. Как рассказала «Новой» присяжная, проверка длилась 40 минут, после чего Орлов и Коршунов, опять ничего не объяснив, отпустили машину.

Следует отметить, что в соответствии с законом на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, следовательно, все происшедшее с Жарковой было незаконным.



«Новая газета» связалась со старшим лейтенантом Орловым: «Никто никого не задерживал на 40 минут, проверка длилась всего 10. Нам по рации поступила оперативная информация и указание проверить именно эту машину. Вот и все. А то, что она опоздала в суд, это не значит, что мы ее настолько задержали, правильно? Дорога дальняя... И в тот момент мы не знали, что она присяжный заседатель. Она рассказала нам об этом только во второй раз, когда вернулась через три часа на пост».

Расхождение в показаниях очень просто проверить: достаточно сравнить показания водителя машины, время прибытия Жарковой в суд и детализацию ее телефонных звонков.

Как бы то ни было, опоздание привело к исключению Жарковой из коллегии и ее замене на запасного присяжного, который, как заверила нас Нелля Львовна, придерживался диаметрально противоположного мнения по делу. Кстати, присяжная Жаркова пыталась дозвониться до суда, чтобы объяснить причину опоздания и попросить перенести заседание. Но это сделать не удалось.

Если предположить, что Жаркову все-таки намеренно выводили из состава коллегии, значит, ее позиция по этому делу была известна. Может, в среде самих присяжных действовал информатор или совещания коллегии записывались?

В принципе, подобные инциденты с присяжными уже становятся неприятной тенденцией. Механизм так называемого оперативного сопровождения судебного процесса, созданного для защиты его участников, давно превратился в удобный механизм контроля и воздействия на них.

P.S. Когда старшина присяжных начал зачитывать результаты голосования, судья Фомин его неожиданно остановил. «Это не надо», - сказал он, так и не дав присутствовавшим понять, с перевесом во сколько голосов был вынесен обвинительный вердикт.

Комментарий

«Новая» отправила запрос на имя начальника ГИБДД г. Москвы с просьбой объяснить причину задержания машины присяжной на посту ДПС. В пресс-службе ГИБДД нам официально сообщили следующее:

- Никто машину присяжной не задерживал. Автомобиль был остановлен для проверки на предмет угона, поскольку были соответствующие ориентировки. Невозможно понять, почему именно присяжная опоздала на заседание: проверка документов заняла 7-10 минут, не больше. Машину не досматривали, не проводили никаких других действий, поэтому весь процесс просто не мог занять 40 минут. Однако сейчас проводится проверка этого инцидента, мы готовы предоставить вашему корреспонденту возможность ознакомиться с ее результатами.