Почему мы ругаем себя за желание жить нормально?

На модерации Отложенный

Нас кидает из одной крайности в другую - каемся и виноватим себя за потребительский азарт: Опять мимо. Сориентировались не на то.

Потребительский бум, который так увлек нас, не просто отличается, но и вовсе имеет другую природу, чем тот, который залег в основе экономики западного мира.

В социологии есть понятие: давно отложенный спрос. Советский человек, который был лишен практически всего: нормального жилья, средств передвижения, не знал и не видел мир, отдыхал по разнарядке \"у самого синего моря\", работал по распределению - при первой открывшейся возможности кинулся обустраивать свою жизнь. Строить жилье, ездить за границу, одеваться наконец по-человечески - за себя, за маму, за папу, за бабушку, за того парня. Это надо понять. И уж такой страшной вины за все общество в этом смысле я не переживаю. Конечно, можно говорить отдельно о тех нескольких сотнях людей, чьи лица мы видим на последних страницах глянцевых журналов: иногда думаешь, кто эти люди:, но надо отдавать себе отчет, что вся остальная страна живет довольно скромно.

И если у кого-то забрезжила возможность вырваться из коммуналки, из трущоб и приобрести квартиру, машину, то не надо бить себя в грудь и говорить: вот, мы попались на эту потребительскую удочку. Жить в достойных условиях, нормально отдыхать, лечить своих детей, дать им возможность видеть мир, получить образование - естественное желание каждого человека. И если сейчас нам предложат: нет, давайте мы снова вернемся туда же, где жили, назад в наши коммуналки, и будем пить чай из майонезных баночек - нет, спасибо, я туда больше не хочу.

Называть желание молодых людей пить пепси, носить джинсы, слушать западную музыку и путешествовать автостопом по Европе жалким подражанием зловредным американским образцам - это лицемерие. Беда в другом - у нас не оказалось иммунитета к благополучию. Нет привычки выбирать, соизмерять со своими возможностями, сдерживать себя - всего того, что должно контролироваться набором базовых ценностей и понятий о главном и неглавном, о правде и лжи, о труде, воровстве, чести и достоинстве.

Русские базовые понятия, искаженные, опошленные и вульгаризированные советской эпохой, обрыдли еще тогда своей фальшью и лицемерием.

За восхвалением рабочего класса, как гегемона, за героями из производственных новостей стояла их нищенская, зависимая жизнь, общежития, лимитная прописка и так далее. И попробуйте без оскомины на зубах произнести словосочетания \"честный труженик\", \"вести с полей\", \"передовик производства\". Можете сделать это с уважением? - нет. А ведь это и есть базовая ценность - одна из тех, которые пора заново наполнять содержанием, разглаживать, как скомканные бумажки.

Как утюгом надо разгладить понятие \"воровать плохо\" - нелегко будет вытравить привычный многим девиз \"неси с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость\". Расправить понимание понятий \"в поте лица зарабатывать хлеб\", \"гордиться ремеслом\", \"подлецу я не подаю руку\". Читатель (процитирую я Булгакова), ты когда-нибудь не подал руку подлецу? Вспомни, сколько раз это было в твоей жизни? А сколько было подлецов?

Мы переживаем из-за того, что стали много покупать, и это - очередная ошибка советского человека, у которого в голове сидит только один позитивный пример: аскетизм военного коммунизма, майор Жеглов, отдающий хлебные карточки. С кровью вбитый страх выйти из угла, возжелать чего-то большего, чем положено.

Переживать надо о том, как освободить сознание от советизмов и вернуться к русским ценностям: каменные палаты - только на честно заработанные деньги.

Работа предстоит мелкая, хуже вышивания - разглаживать, выравнивать, осмыслять, договариваться.

По существу, мы даже не начали разговаривать.

Страшный опыт, который пережила страна, и страшное влияние этого опыта, может быть где-то непоправимое - это то, что мы должны осознать и освоить, с чем научиться жить. Мы не сделали этого с самого начала, 18 лет назад, не договорились друг с другом - а что мы, собственно, хотим строить, на какие средства, с какой целью, и самое главное - кто мы? Какие мы? И сейчас, когда Бог дает нам еще один шанс, давайте сначала определимся по \"понятиям\".