Госкорпорации могут лишить исключительного статуса

На модерации Отложенный

Председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов предложил лишить госкорпорации исключительного статуса, уравняв их с акционерными обществами.

Корпоративные процедуры должны быть одинаковыми для всех госкорпораций и АО, заявил Иванов, нужны единые правила, «касающиеся крупных сделок, сделок с заинтересованностью, конфликта интересов органов управления госкорпораций» (цитата по «Интерфаксу»). Не должно быть юрлиц, которые находятся в привилегированном положении, хотя занимаются коммерческой деятельностью, уверен он.

Все семь госкорпораций (Агентство по страхованию вкладов, ВЭБ, Фонд содействия ЖКХ, «Олимпстрой», «Роснано», «Росатом», «Ростехнологии») — некоммерческие организации. Но они занимаются коммерческой деятельностью и конкурируют с другими компаниями, говорится в концепции развития законодательства о юрлицах, подготовленной президентским советом по кодификации гражданского законодательства. В ней предлагается изменить правовую форму госкорпораций, превратив часть, например, в АО.

Впрочем, Иванов призывает не к срочному изменению законов, а к совершенствованию всего корпоративного законодательства. ВАС никаких специальных предложений не готовит, говорит замруководителя аппарата ВАС Андрей Егоров, но будет «ориентироваться на эту позицию при подготовке отзывов на законопроекты».

Госкорпорации не занимаются коммерческой деятельностью, не согласен с Ивановым сотрудник «Ростехнологий».

«Решения о крупных сделках принимаются на наблюдательном совете, в котором заседает 9 министров, какие могут быть вопросы?» — возмущается он.

Возникает конфликт интересов при совмещении членства в наблюдательном совете госкорпорации и поста министра, отмечает сотрудник ВЭБа: «Программа инвестиций ВЭБа — это просто совокупность пожеланий министерств, которые входят в совет». Министры в советах представляют интересы государства, а не министерств, нельзя говорить о них как о заинтересованных лицах, не согласен директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, но внутренние документы госкорпораций должны предусматривать раскрытие информации о заинтересованности члена совета и правления. Если применить процедуры АО, то министры при их заинтересованности в сделках не смогут голосовать по ним, отмечает адвокат Алексей Мельников.

Необходимо более точно определить правовой статус имущества госкорпораций, считает зампред ВЭБа Сергей Васильев: «Сейчас это вроде собственность госкорпорации, т. е. частная, а с другой стороны — собственность, которой госкорпорации наделены для выполнения общественных, а не коммерческих функций». Он предлагает ввести понятие «публичной собственности» и разработать критерии эффективности госкорпораций. Нет смысла унифицировать правила операционной деятельности госкорпораций, но можно подумать об унификации корпоративного управления, считает Осколков.