Куда уедут с Рублевки самые богатые?

На модерации Отложенный

Скоро самые продвинутые обитатели рублевского "укрепрайона" сменят свои краснокирпичные крепости на более изысканные жилища, полностью отрицающие новорусскую эстетику. Корреспонденты "Известий" убедились в этом на выставке-продаже проектов загородных домов, выставленных для обозрения в огромном эллинге для яхт на территории подмосковного курорта Пирогово. Чтобы попасть сюда, журналистам пришлось преодолеть три кордона охраны.

Судя по всему, люди с действительно большими деньгами наконец устали жить за высокими заборами с колючкой, как на зоне, выглядывая из окон-амбразур своих монументальных каменных гнезд, и готовы сменить раздражающую среду обитания на Рублевке на новые, более комфортные места проживания. Где можно слиться с природой в прозрачных домах с полностью остекленными фасадами. Или в удивительных сооружениях, словно заросших землей, которые лишь частями выходят на поверхность и повторяют все изгибы рельефа. Эти нетрадиционные для России и ее столицы загородные дома по всем статьям можно будет считать музейными. Правда, попасть в эти музеи новой загородной архитектуры и оценить трансформацию вкусов наших нуворишей смогут далеко не все: если монументальные каменные гнезда, заполонившие окрестности Рублево-Успенского шоссе, можно прекрасно рассмотреть даже за трехметровыми заборами, то творения модных столичных архитекторов будут надежно скрыты от чужих глаз на особо охраняемых территориях, имеющих свои гольф-поля и яхт-клубы.

Даже архитектурная выставка "Арабеск(и)", разместившаяся в яхт-эллинге курорта Пирогово в то время, пока обитающие здесь яхты привычно курсируют по теплым морям, оказалась практически недоступной. Причем не только для простых смертных, но и для журналистов, в чем лично убедились корреспонденты "Известий".

Впрочем, это не удивительно. Выставку, как удалось выяснить, посещают лишь потенциальные покупатели - большие государственные мужи и видные предприниматели. Незадолго до нас, например, в Пирогове побывал Роман Абрамович. И, говорят, выставленные проекты нетрадиционных загородных домов весьма хвалил. Может, какой из них и прикупит, надеются инвесторы затеи.

К тому же курорт Пирогово - давно уже частное владение, а новые хозяева территории бывшего общедоступного советского пансионата "Клязьминское водохранилище" не склонны "светиться" в прессе. Известно лишь, что они определили своей земле новое предназначение: каждый из домов вырастающего здесь элитного поселения должен стать настоящим произведением современной архитектуры. Для профессиональных упражнений на пленэре были приглашены самые именитые столичные архитекторы, в том числе Николай Лызлов, Владимир Плоткин, Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Юрий Аввакумов, Илья Уткин - одни из них завалены крупными московскими заказами и редко отвлекаются на такие мелочи, как загородные дома, а другие до недавнего времени могли похвалиться успехами только в так называемой бумажной архитектуре. К предприятию приобщили и двух иностранных "звезд" - Гари Чанга из Гонконга и голландца Эрика ван Эгераата.

Последний спроектировал для курорта Пирогово удивительного вида дом, состоящий из криволинейных оболочек. А Гари Чанг предложил построить небольшой по здешним меркам объект-трансформер, который реально преобразить, просто открыв все двери. Наши "звезды" тоже отличились. Особенно поражает воображение дом "Ракета" Андрея Савина, Андрея Чельцова и Михаила Лабазова ("А-Б Студия") - он протянулся на 170 м в длину (при ширине в 15 м) и абсолютно прозрачен, так что сквозь него вполне можно будет любоваться местными видами. А вдоль дома запроектирован канал, по которому хозяйская яхта может выходить прямо на широкие просторы подмосковного водохранилища.

Здешние проекты - и это принципиально - выполняются не для определенного хозяина, а на продажу. То есть желающему поселиться в Пирогове предложат приобрести готовый проект (а возможно, и уже построенный загородный дом) - примерно как готовый костюм, который невозможно перешить, разве что подшить под себя. Если учесть, что площадь каждого объекта - около 2 тысяч кв. метров, а его начальное проектирование (без интерьеров) профессионалом с именем обходится примерно в $100 за кв. метр, становится ясно, что владельцы курорта Пирогово затеяли очень затратное мероприятие. А значит, не могут не рассчитывать на то, что выброшенный на рынок элитной загородной недвижимости непривычный товар оторвут с руками. Получается, они уверены, что вкусы нуворишей значительно прогрессировали. А раз так, можно предположить, что "музейному" поселению на Клязьминском водохранилище недолго оставаться единственным и неповторимым. В общем, пришла пора определить стандартный набор товарных качеств нового элитного загородного жилья, идущего на смену привычным рублевским образцам.

Итак, первое и главное для загородных поселков нового типа - они не будут иметь ничего общего с привычной эстетикой Рублевки. Никаких башенок, изломанных кровель, пересеченных скатов, окон-бойниц. Никаких колонн, портиков, мрамора. Лаконичная архитектура, остекление во всю высоту помещений, природные материалы - по преимуществу дерево.

Кроме того, места обитания "продвинутых" толстосумов в скором будущем собираются демонстрировать миру еще и трепетное отношение к природе.

- В Пирогове проектирование велось по принципу: лучше обойти дерево, чем его срубить, а вписанность проектов в природные ландшафты провозглашалась как главная задача и ценность, - сказал "Известиям" куратор выставки архитектор Юрий Аввакумов. - Например, творение Эгераата с его распластанными сводчатыми конструкциями, часто прикрытыми сверху дерном, - это по сути землянки, вписанные в эту самую природу. Эти дома в будущем откроются внешнему миру, их интерьеры начнут плавно перетекать во внешнее пространство, а наружное пространство - проникать внутрь, что абсолютно нетипично для нынешней Рублевки.

Еще одно, самое невероятное, новшество - в новых поселениях для самых богатых совершенно не останется заборов! Конечно, обольщаться не стоит: благополучные "белые" пригороды где-нибудь в Вашингтоне, по которым любой "неместный" может беспрепятственно перемещаться, рассматривая фасады домов и самих их владельцев, безмятежно подстригающих свои абсолютно ничем не загороженные газоны, эти элитные заповедники напоминать не будут (подступы к ним, как можно судить хотя бы по Пирогову, преградит не один шлагбаум). До такой степени наши нувориши на родной земле никогда не "откроются". Но, например, в Пирогове дома собираются строить на участках между так называемыми golf office - клиньями земли, образующими гольф-поля (короткие поля состоят из 9 таких участков, длинные - из 18). В итоге соседи превратятся в невидимок. А взгляд обитателя элитной недвижимости упрется не в собственный забор или чужие окна, а в ласкающие взор зеленые пейзажи. На фоне которых так приятно демонстрировать свой просвещенный вкус людям своего круга.

Башенки и "сундуки" уже не актуальны

Наталья Давыдова

С такими-то деньжищами и не обустроить свою загородную жизнь достойно и с фантазией, как это легко удается французу, немцу или испанцу, - вот о чем думаешь в первую очередь, обозревая современную "ковровую застройку" самых элитных уголков Подмосковья.

Из каких именно эстетических принципов или экономико-технических задач рождаются феодальные замки "а-ля Диснейленд" - наподобие того, что возвел себе неподалеку от Николиной Горы популярный пародист и телеведущий Максим Галкин за свои кровные $15 миллионов (фото 1)? Кто заказывает нелепые подмосковные поместья? Кто проектирует каменные дома-сундуки неопознанного архитектурного стиля или ничуть не напоминающие оригиналы "русские усадьбы в стиле ХVIII века" - с колоннами и портиками? Откуда у наших нуворишей вся эта бездна вкуса (фото 2, 3, 4, 5)?

\"

Впрочем, новорусские просторы понемножку меняются к лучшему. Знатоки даже уверяют, что сегодня там в большой моде райтовские дома, то есть сооружения, похожие на те, что проектировал в первой половине прошлого века знаменитый американец Райт, умудрившийся, не повторившись ни разу, построить три сотни оригинальных и новаторских для своего времени частных резиденций, в которых человек чувствовал себя в полном согласии с природой. Правда, если это и так, то эти свои "райтовские" чудо-дома их обитатели, чтобы не сглазили, тщательно укрывают за заборами.

А вот то, что стало модным строить, к примеру, швейцарские шале или финские хонки из оцилиндрованных бревен, - это бросающийся в глаза факт. Появляются и редкие пока образцы настоящей авторской архитектуры. Московский музей архитектуры принял в свою коллекцию современных шедевров дом, построенный Юрием Григоряном и Павлом Иванчиковым в "Горках-2" (фото 7). А частный "дом с глазами" (фото 6), придуманный и воплощенный архитектором Алексеем Козырем в поселке "Горки-10", успел стать местной достопримечательностью.

Даже мировая знаменитость Заха Хадид, кстати, всегда вдохновлявшаяся русским конструктивизмом, и та проектирует в Барвихе загородный дом - традиционных для нее плавных форм, но с высотным завершением, напоминающим то ли трамплин, то ли перископ подводной лодки (фото 8). Как говорится, процесс пошел.