Выборный сезон больно ударил по российской экономике

Прошедший большой сезон выборов сказался на российской экономике не лучшим образом. Реализация масштабных обещаний в социальной сфере увеличивает инфляционные ожидания. Государственные монополии повышают внутренние цены на сырье. А правительство колеблется между административными и рыночными мерами регулирования экономики.

Реальный сектор оказался совершенно не готов к столь существенному расширению совокупного спроса. По данным опроса руководителей промышленных предприятий, регулярно проводимого Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), интенсивность роста промышленного производства в конце 2007 года была положительной (+9), а в январе она стала отрицательной (-23). При этом только 19% руководителей отметили рост выпуска на своих предприятиях (в декабре их было 34%). В то же время доля предприятий, на которых наблюдалось снижение выпуска, выросла на 17 п.п. (с 25% в декабре 2007 года до 42% в январе 2008-го).

К началу 2008 года российская промышленность подошла в состоянии острого дефицита свободных производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы. Нехватку мощностей испытывало каждое пятое отечественное предприятие, что стало абсолютным максимумом за всю пореформенную историю России. На этом фоне недостаток рабочей силы отмечала каждая четвертая компания, тогда как избыток занятости был характерен менее чем для 6% предприятий. Ограничения в мощностях на фоне искусственно подкачанного спроса имели целый ряд негативных последствий для развития отечественной промышленности.

Во-первых, рост заработной платы стал устойчиво опережать динамику производительности труда. И эта тенденция лишь усилилась после серии индексаций в бюджетной сфере, которая впервые за долгое время также включилась в конкуренцию за свободную рабочую силу.

Во-вторых, недостаточность предложения относительно динамики спроса создала благоприятную среду для безнаказанного повышения цен предприятиями-монополистами. Частным случаем стала, например, цементная промышленность, которая даже заслужила специального упоминания на заседании правительства по вопросам инфляции. За прошлый год отпускные цены выросли здесь на 72,7% не в последнюю очередь благодаря уникальной рыночной позиции компании "Евроцемент", контролирующей 40% национального рынка и 70% рынка в европейской части страны.

Схожее положение в добыче полезных ископаемых. Правда, здесь ситуация с монополизмом дополнительно осложнилась прямой зависимостью компаний от государства, которое запланировало значительное расширение инвестиционных программ подотчетных ему монополий и рассматривает повышение внутренних цен в качестве одного из ключевых источников их финансирования. По предварительным данным, рост цен производителей в добыче полезных ископаемых за первые два месяца 2008 года составил 10,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,1%.

Рост издержек

В результате стремительного роста трудовых и материальных затрат, как свидетельствуют опросы ИЭПП, рост себестоимости продукции в январе был зафиксирован у 62% компаний промышленности. И многие предприятия стали перекладывать рост затрат на плечи конечного потребителя. Благо, достаточно свободные спросовые ограничения это позволяют.

Опросы указывают, что в ближайшие два-три месяца количество предприятий, индексирующих отпускные цены, достигнет 46% против 40% годом ранее. А значит, инфляция в обрабатывающей промышленности, которая пока была довольно низкой (прирост на 1,2% за первые два месяца 2008 года), может стать дополнительным фактором инфляции.

Первые симптомы изменения ситуации уже есть. В отраслях с наибольшим ростом спроса относительно возможностей производства инфляция стала вплотную приближаться к приросту потребительских цен. Например, в производстве транспортных средств и оборудования увеличение отпускных цен за январь-февраль 2008 года достигло 5%, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (включая строительные материалы) - 4,1%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 3,9%.

Торможение производства

Иными словами, не изменяя качества, отечественные производители стали выпускать все более дорогую продукцию, а значит, терять конкурентоспособность. Согласно опросам ИЭПП, к началу февраля импорт как основной фактор на пути развития производства стало отмечать каждое четвертое российское предприятие. А ведь еще три месяца назад подобная проблема была актуальна лишь для 17% компаний.
В итоге же динамика выпуска в промышленности стала замедляться. По предварительным оценкам, выпуск в обрабатывающих отраслях за первые два месяца 2008 года увеличился на 7,8% против 15,7% годом ранее. При этом в производстве транспортных средств и оборудования темп роста упал с 20,7% до 12,3%, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - с 31% до 5,3%, а в производстве пищевых продуктов - с 17,4% до 6,4%.

Счастливым исключением из общего правила в обрабатывающей промышленности стали лишь отрасли по производству машин и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, а также по обработке древесины и производству изделий из дерева. Здесь темпы увеличения выпуска относительно прошлого года выросли. Однако уже в марте ситуация в этой группе отраслей тоже начнет меняться в худшую сторону. Так, в производстве машин и оборудования темп увеличения выпуска снизится по итогам первого квартала 2008 года до 19,5% против 26% годом ранее и 21,2% за первые два месяца.

Инвестиции спасут

Впрочем, шансы, что постепенно ситуация в экономической сфере вернется в привычное русло, а темпы экономического роста и инфляции выйдут на плановый уровень, пока сохраняются. Хотя многое в ближайшие месяцы в значительной степени будет зависеть от конкретных действий предприятий и государства. Начнем с предприятий. Как мы уже отметили, пока здесь доминирует стратегия замедления темпов роста и увеличения динамики цен. Ее минусы очевидны, но плюсы тоже есть.

Наращивание цен, пусть и за счет пониженных темпов расширения выпуска, позволило существенно улучшить финансовое положение компаний реального сектора экономики. Как свидетельствуют опросы ИЭПП, в начале 2008 года произошел рекордный за всю пореформенную историю скачок в уровне финансовой обеспеченности предприятий. Если в конце декабря 2007 года лишь 8% компаний оценивали собственное финансовое положение как хорошее, то уже к началу февраля их доля достигла 21%.

В этих условиях большинству компаний удалось сохранить достаточно высокие темпы увеличения инвестиций, достигнутые в прошлом году.

Объем вложений в основной капитал вырастет за первый квартал 2008 года, по прогнозам, на 18,7% против 20,1% годом ранее. Более того, уже в ближайшие месяцы многие предприятия рассчитывают начать ввод в эксплуатацию новых мощностей. Об этом, в частности, свидетельствует значительное повышение прогнозных оценок выпуска в опросах руководителей предприятий. Если год назад в январе-феврале они снизились на 5 п.п., то в нынешнем году - выросли на 6 п.п.

Инфляционная напряженность

К сожалению, инфляционные ожидания находятся на пиковом уровне, и волна индексаций отпускных цен докатилась до обрабатывающей промышленности. Так, в пищевой промышленности цены выросли, по оценке, в январе-феврале на 3,7%, в текстильном и швейном производстве - на 3,2%, в обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 4,4%.

Не торопится снижаться и потребительская инфляция. За два первых месяца индекс потребительских цен на товары и услуги вырос на 3,5%, что составляет уже более трети от заявленных правительством 8,5% годовой инфляции. Основную роль в этом сыграл рост цен на платные услуги населению, которые выросли на 6,8%. Только услуги ЖКХ увеличились на 13,2%. Тарифы на услуги пассажирского транспорта выросли на 7,3%. Значительно подорожали санаторно-оздоровительные услуги - на 6,1%. Инфляция в этой сфере обогнала постоянно доминирующее удорожание продовольственных товаров. Продовольственная инфляция составила 3,6%. За январь-февраль вклад в инфляцию роста цен на платные услуги населению составил 1,6 п.п., а на продовольственные товары - 1,5 п.п.

Основную роль в борьбе с инфляцией должно взять на себя правительство. Определенные шаги в этом направлении оно уже начало делать. Пока доминируют административные меры. По многим видам продовольственной продукции (молоко и молочная продукция, растительное масло) снижены ввозные импортные пошлины - с 15% до 5%. Введены запретительные экспортные пошлины на зерно. До мая продлено соглашение с торговыми сетями о сдерживании роста цен на социально значимые продукты.

При этом постепенно к комплексу административных мероприятий начинают добавляться и экономические меры, преимущественно в монетарной сфере. За январь на 2,7% сократилась денежная масса (М2), что, впрочем, пока находится в традиционных для этого времени года (в январе 2007 года -3,3%) пределах. На 0,25%, до 10,25%, повышена ставка рефинансирования, а также на 0,5-1% повышены обязательные резервные требования. Кроме того, Банк России предполагает отказаться от искусственного завышения курса рубля как средства борьбы с инфляцией.

Внешний фактор

В остальном прогресса пока мало, и поэтому правительство уповает на целый ряд благоприятных факторов. Среди них: замедление роста мировых цен на рынках продовольствия, снижение притока капитала в страну в связи с мировым кризисом ликвидности, сокращение темпов роста цен на сырье. По состоянию на март "обнадеживающих" антиинфляционных вестей здесь немного. Мировые цены на зерно с начала года значительно выросли. Нефтяные цены перевалили барьер в $100 за баррель. Не замедлился и приток средств иностранных инвесторов. Более того, российские акции стали восприниматься как спокойная гавань в условиях приближающейся рецессии в развитых странах. Доля России в фондах развивающихся рынков (GEM) превысила 10,4% при среднем весе в индексе MCI GEM 9%. Приток же средств только за последние три месяца, по оценкам Emerging Portfolio Fund Research, превысил $1,7 млрд. Для сравнения: отток из Китая достиг $2,9 млрд, из Бразилии - $573 млн, из Индии - $395 млн.

Прогнозы и оценки

Вряд ли приходится рассчитывать на существенное изменение динамики макроэкономических показателей в ближайшие месяцы. По прогнозам, прирост цен производителей в январе-марте 2008 года достигнет 6,2%, потребительских цен - 4,4%. Экономический рост пока стабилизируется на достигнутом уровне: прирост выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности составит 6,8%, а промышленное производство вырастет на 6,7%.

"Экономика перегрева"

Первые два месяца фактически показали снижение темпов роста промышленного производства, перегрев в сфере услуг и неуправляемую инфляцию. По предварительной оценке, выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-февраль 2008 года значительно снизился по сравнению с тем же периодом 2007 года - с 8,9% до 7%, а индекс промышленного производства - с 8,6% до 7,1%. При этом импорт, по оценке, вырос на 49%, инвестиции - на 18,9%, а оборот розничной торговли - на 14%. Одновременно избыточность спроса на фоне ограниченного предложения привела к стремительному росту цен. Инфляция в потребительской сфере увеличилась с 2,3% в январе до 3,5% в январе-феврале, а в реальном секторе, по оценке, - с 1,6% до 3,8% соответственно.

Следует признать, что на государстве лежит значительная доля ответственности за подобный результат. По кассовому исполнению непроцентные расходы федерального бюджета за 2007 год выросли на 2,3 п.п., с 15,4% до 17,7% ВВП. Более того, почти 1,7% ВВП, или 548 млрд рублей бюджетных расходов, было дополнительно перенесено на нынешний, 2008 год.

К сожалению, этап "бюджетной щедрости" совпал по времени с периодом значительного роста цен на мировых рынках энергоносителей и не меньшего по объему всплеска иностранных инвестиций в Россию. Средняя цена нефти Urals в 2007 году превысила $69,5 за баррель против $61,1 годом ранее. Приток иностранного капитала в страну за год увеличился в 2,2 раза и достиг $122,9 млрд.

Результатом такого сочетания факторов стал подлинный спросовый бум в отечественной экономике, которая захлебнулась в избыточной покупательной способности как по внешнему экспортному, так и по внутреннему потребительскому и инвестиционному спросу. Частичным отражением такой ситуации стала динамика в монетарной сфере. Объем денежной массы (М2) в обращении увеличился за год на 47,5%, а величина золотовалютных резервов - на $169 млрд. Причем только за последний квартал 2007 года - на $51 млрд.

С наступлением 2008 года все указанные тенденции получили еще большее развитие. Средняя цена Urals в январе достигла $89,5 за баррель против $50 в январе 2007 года. Экспорт за первые два месяца вырос, по предварительной оценке, на 70,7%. Январские расходы бюджета составили 19,5% ВВП против 18,8%, запланированных в среднем по этому году (для сравнения: в январе 2007 года этот показатель составил 10,4% ВВП).

Источник: http://www.point.ru/business-news/2008/03/11/14708

0
1022
0