Профсоюзы: особенности становления и перспективы в современной России

На модерации Отложенный

Забастовки, захлестнувшие в эти дни практически всю Европу, и парализовавшие крупнейшие мегаполисы, яркое свидетельство огромного влияния профсоюзов, которое они приобрели во второй половине 20 века.

Профсоюзы,… когда мы произносим это слово, перед глазами вспыхивают борьба за свои права, противостояние государству, мощные социал-демократические партии основной опорой которых они являются. В истории мы неоднократно видели, как подобные союзы добивались многого, путём протестов и переговоров иногда принимающих кровавые очертания.

Примеры США, Западной Европа и даже ряда стран Латинской Америки говорит о медленном, поступательном развитии профсоюзного движения, началом которому послужили серьёзные социально-экономические изменения в XX веке. Именно развитию профсоюзов обязаны жители многих стран мира достаточно комфортными условиями труда и спокойствием за завтрашний день. То есть сильные, независимые профсоюзные организации одна из основ нормального демократического государства.

Особый случай - это постсоциалистические страны, где подобное движение носило явно, неполный характер, но после крушения СССР произошло стремительное развитие (Восточная Европа), а в некоторых подобного до сих пор не случилось и ярким примером здесь является Россия. За рубежом профсоюзы распространены достаточно широко. Так, в Швеции членами профсоюза является около 90 % занятых в народном хозяйстве, в Бельгии и Дании — до 65 %, в Великобритании — 50 %, в США — 20 %. В Советском Союзе членами профсоюза было почти все взрослое население страны.

Дело в том, что у России практически нет опыта независимых профсоюзов. Лишь в 1906 году им позволили легализоваться, но с ограниченными полномочиями. В советский период профсоюзы стали массовыми общественными организациями, они даже были наделены отдельными государственными функциями. Но по понятным причинам называться независимыми они не могли. Стагнация советской экономики вызвал тяжелейший кризис отечественных профсоюзов. Если раньше членство трудящихся в профсоюзах было строго обязательным, то теперь начался массовый отток рабочих, которые не видели никакой пользы числиться членами этой бюрократической организации.

Проявлением отсутствия взаимосвязи между профсоюзами и рабочими стали забастовки конца 1980-х, когда традиционные профсоюзы оказались не на стороне трудящихся, а на стороне представителей государства. В этот период и произошло выделение и институционализация т.н. профсоюзов нового типа или «альтернативных», которые возникли в противовес государственным. Как следствие с начала 90-х годов деградация профсоюзного движения по всей стране, зачастую у большого количества организаций и заводов они перестали существовать. Тем не менее, к середине 90-х годов тяжёлая экономическая ситуация провоцировала большое количество забастовок и акций протеста прокатившихся по всей стране. Часто профсоюзы договаривались с правительством, затем, кто-то нарушал договоренность, и опять были акции протеста, в общем, ничего хорошего для страны такая ситуация не сулила. В 2000 году с новым президентом началась и новая политика государства в отношении профсоюзов.

Однако, вместо того, чтобы начать развивать независимые профсоюзы, как это было в нормальных странах, был взят курс на ещё большую привязку их к власти. Разумеется, профсоюзы советского образца пришлись ко двору. И ФНПР – правопреемница ВЦСПС яркий пример костной и соглашательской структуры, которая завязана на власть. Однако в них по инерции состоит 80% трудящихся занятых на предприятиях, что несколько осложняет эффективную борьбу за свои права.

Понятно, что в альтернативных профсоюзах намного меньше людей и ресурсов для своей деятельности, тем не менее, даже теперь они активно действуют, а зачастую вступают в откровенные конфронтации властями. Наиболее известны сейчас такие профсоюзные объединения как «Защита труда», Сибирская Конфедерация Труда, «Соцпроф», Всероссийская Конфедерация Труда, Российский профсоюз докеров, Российский профсоюз железнодорожных бригад локомотивных депо, Федерация профсоюзов авиадиспетчеров и другие. Основной формой их деятельности остаются забастовки (в том числе и общероссийские), блокирование дорог, захват предприятий и т.д.

Можно назвать две крупные забастовки последнего времени, говорящие о робких переменах и начале формирования полноценных профсоюзов альтернативного типа. Это недавняя забастовка рабочих в Тольятти на заводе АвтоВАЗ, которую даже поддержали некоторые оппозиционные партии и на заводе «Форд» во Всевложске Ленинградской области. Можно также вспомнить прошлогодний всплеск рабочего движения в Ханты-Мансийском автономном округе.

Ещё одна серьёзная проблема, которая мешает независимым профсоюзам стать по настоящему мощной силой – это отсутствие сплочённости, одного из самых главных козырей западных организаций. Хотя известны и исключения, например, забастовки Российского профсоюза докеров во всех портах России и Федерации профсоюза авиадиспетчеров во время Дней единых действий за сохранение КЗоТа в 2000 и 2001 гг. Однако, в целом взаимоотношения между профсоюзами практически минимальны.

Как известно, альтернативные профсоюзы основное внимание уделяют участию в политических событиях, причем главным образом в форме протестного движения. За частую из-за этого они не замечают более мелких проблем на заводах. Однако такие методы демонстрируют свою эффективность во многих странах. Тем более удивительно, что оппозиция не хочет возглавить столь мощную силу, как это было во многих странах мира….

А между тем такая потребность в среде рабочих есть и это лишний раз показывают немногочисленные акции протеста. Наверное, в стране ещё не назрела ситуация, когда может возникнуть мощная социал-демократическая партия, опирающаяся на альтернативные профсоюзы. Между тем именно из таких структур зачастую появляются сильные политики и управленцы, способные двигать страну вперёд. И не смотря на то, что альтернативные профсоюзы пока слабы и разрознены, хочется верить, что со временем они окрепнут, и системный кризис которым они поражены уже многие годы, наконец закончится.