Кризис пощадил среднестатистического россиянина

На модерации Отложенный Но 25 самых богатых людей России, фигурирующие в списке Forbes, вместе потеряли 320 млрд долларов, что создало для правительства возможность поддержать дружественных Кремлю предпринимателей

Хотя падение рынков в России было более глубоким и продолжительным, чем в других странах, большинство россиян практически не пострадали, пишет сегодня газета The Christian Science Monitor. В то время как многие американцы лишились своих пенсий из-за падения рынков, в России наблюдалась совсем другая картина.

Вместе с тем самый богатый человек России, алюминиевый король Олег Дерипаска, предположительно, за прошлый месяц потерял 16 млрд долларов.

Российская экономика страдает от всемирного экономического кризиса, но его воздействие на страну различно в разных сегментах общества, отмечает автор статьи Фред Вейр. Российские промышленные бароны перестают поддерживать экономику, но правительство сохраняет профицит бюджета благодаря нефтяной выручке. Кроме того, население в целом было защищено благодаря устаревшим финансовым практикам и социальным льготам: дело в том, что пенсии не были связаны с фондовым рынком. Как отмечают многие российские экономические аналитики, различные эффекты рыночного кризиса могут привести к изменению основ российского общества.

"Российская экономика переживет этот кризис, но выйдет из нее трансформированной", – отмечает Ольга Крыштановская, директор независимого Института прикладной политики.

Снижение цен на нефть, последствия августовской войны России с Грузией и продолжающаяся неопределенность по поводу намерений Кремля по отношению к частному бизнесу – все это нанесло урон российским рынкам, говорится в статье.

Достигнув пика в мае, два основных московских фондовых индекса с тех пор потеряли свыше двух третей своей стоимости, а крупные российские корпорации проседают под тяжестью долгов, составляющих в общей сложности более половины триллиона долларов. В основном это долги перед международными финансовыми институтами.

В то же время российское правительство не обременено долгами, и золотовалютные резервы, пополнявшиеся за счет нефтедолларов, являются третьими в мире по объему: в августе они составляли 600 млрд долларов. Около 10% этих резервов растаяли за два последних месяца из-за попыток Кремля поддержать рубль, влив ликвидность в проблемные банки и поддержав некоторые компании.

Многие финансовые аналитики утверждают, что кризис ускорил рост "кремлевского капитализма", который предполагает прямое государственное владение в стратегических секторах экономики, а также непрямой контроль над крупными слоями экономики путем поддержки бизнеса, руководимого дружественными Кремлю предпринимателями.

Государственные кредиты пострадавшим от кризиса компаниями на сумму 50 млрд долларов будут выделены в основном фирмам, связанным с государством, и правительство на прошлой неделе одобрило выделение кредитов, сообщает издание.

"В ходе кризиса происходит значительное перераспределение собственности, – отмечает Николай Петров, эксперт Центра Карнеги в Москве. – Политическая элита в Кремле теперь уверена в оправданности своего стремления к повышению государственного контроля и полагает, что даже Запад сейчас склоняется к этой мысли".