В основе привязанности лежит тоска?

На модерации Отложенный Что удерживает разнополых представителей человеческого рода вместе на протяжении долгих лет - в парах, в семьях, в браке, даже если из их отношений ушло то первоначальное головокружительное ощущение влюбленности, а взамен, что нередко случается, поселились даже некоторая враждебность, склоки, скандалы?

Ответ на этот животрепещущий вопрос американские нейробиологи, как сообщает журнал New Scientist, пытаются дать на основе изучения поведения полевок. Причем, как выяснили исследователи, подобная привязанность в отношениях между мужчиной и женщиной переносится и на связи между родителями и детьми и другие схожие взаимоотношения между людьми. На это указывает, в частности, психиатр Сью Картер из университета Иллинойса в Чикаго.

Оказывается, все дело в тоске, в чувстве утраты, испытываемой людьми, или в контексте эксперимента - мышами после разлуки с объектом страсти и  вожделения, пусть даже эти ощущения заметно угасли с ходом времени.

Какой же опыт поставили ученые? Они взяли группу из 18 самцов-полевок и соединили ее на пять дней с таким же числом самок. Полевки - это единственные в мире млекопитающие, кто свои отношения с противоположным полом строит на принципе моногамии.

Другую контрольную группу из 20 самцов соединили точно с такими же самцами точно на такой же период времени. За экспериментом, суть которого заключалась в изучении роли стресса, возникающего вследствие испытываемой тоски и печали, следили Лэрри Янг школы медицины в университете Эмори (штат Джорджия) и Оливер Бош из университета Регенсбурга в Германии.

Этих пяти дней вполне хватило, чтобы самцы и самки спарились и выработали определенную степень взаимной привязанности.

Затем каждую половину группы отделили от другой и стали изучать психологическое состояние подопытных.

Итак, самцы, разлученные со своими "дамами", начали демонстрировать признаки, напоминающие депрессию, тревогу и беспокойство у людей. Например, когда их опускали в воду, вместо того, чтобы активно плавать, они просто безвольно болтались на поверхности.

Когда же их переворачивали на спину, удерживая за хвост, эти самцы оказывали гораздо меньше сопротивления в сравнении с "коллегами", кого разлучили не с самками, а с такими же, как они, самцами.  

Другими словами, в применении к мышам-полевкам разлученные самцы демонстрировали меньше желания бороться со стрессовой ситуацией.

Кроме того, у самцов, испытавших влечение, в крови оказался уровень стрессового  гормона кортикостерон вдвое больший в сравнении с уровнем "холостяков". Это дало основание полагать, что пептидная часть мозга, регулирующая реакцию на стресс, играет определенную роль в процессе скорби.

Полученный эффект, как указывают исследователи, весьма отличается от обычной изоляции. Когда животные утрачивали партнера, с которым возникла связь, эта часть мозга реагировала чрезмерно. В дикой природе подобное явление может играть положительную роль, поскольку возникающий таким образом стресс подгоняет животное на поиски утраченного партнера, что позволяет поддерживать устойчивые отношения.

Однако, если столь бурная реакция продолжается слишком долго, это может вызвать депрессию.

Как отмечает Лэрри Янг, в задачу исследователей входило изучить обратную сторону привязанности. Все дело в том, что мозговые сенсоры, улавливающие удовольствие, активизируются, когда пары соединены. Однако существует иной механизм - это стресс, возникающий вследствие разлуки.

И этот-то стресс, по мнению ученых, мог бы объяснить, почему вместе живут пары много лет спустя после того, как самое их счастливое время осталось далеко позади.

По словам Кэтрин Шиа, психиатра из Колумбийского университета, результаты проделанной работы способны помочь в разработке эффективных медикаментозных средств для людей, страдающих от продолжительных периодов скорби и горя, поскольку сейчас таких препаратов просто не существует.