Новые европейские политики хотят большего сближения с США

На модерации Отложенный

Лондон и Берлин будут действовать заодно в рамках стратегии атлантического единства. Об этом уже несколько дней пишет англоязычная пресса, освещающая встречу Гордона Брауна и Ангелы Меркель на Даунинг-стрит. Еще совсем недавно отношения Великобритании с Германией и Францией не отличались особой теплотой. Сейчас новое поколение европейских политиков, похоже, решило забыть все прошлые обиды и недоговоренности и взять окончательный курс на сближение ЕС и США.

Однако для того, чтобы сблизиться со Штатами, Евросоюзу необходимо сначала достигнуть более тесной интеграции внутри себя. Практически началом воплощения идеи общеевропейского единства можно считать 21 ноября 2005 года. В тот день Ангела Меркель выиграла гонку за кресло канцлера Германии. За ней последовали Николя Саркози во Франции и Гордон Браун – в Великобритании. Так в европейскую политику вступило новое поколение – поколение сторонников атлантического единства.

Свою твердую приверженность стратегии атлантического единства Меркель продемонстрировала во время своего первого визита в США в январе 2006 года, который многие СМИ тогда называли историческим. В январе текущего года, когда Германия стала новым председателем в ЕС, Меркель еще раз обозначила курс на атлантическое единство и европейскую интеграцию вплоть до образования единого политического пространства со всеми атрибутами государственности – конституцией, гимном, флагом и президентом.

Несмотря на то что проект конституции ЕС вызвал много разногласий в британском сообществе, Туманный Альбион, тем не менее, отступать от курса на атлантическое единство также не намерен. Колебания Лондона по поводу проведения референдума о конституции говорят скорее о его честолюбивом желании показать, кто в Евросоюзе правит бал, а вовсе не о том, что британцы не хотят объединяться с остальной Европой.

По словам эксперта базирующегося в Брюсселе Центра европейских политических исследований Нику Попеску, Великобритания понимает, что общеевропейское и атлантическое единство возможно только при условии тесной координации и максимального сближения позиций основных игроков в Евросоюзе – Лондона, Парижа и Берлина. Теперь, когда к власти в «старой» Европе пришли новые политики, трудностей на пути сближения ЕС и США становится все меньше. Хотя и без них не обходится.

«Основная проблема заключается в невозможности формирования полностью интегрированного подхода всех членов Евросоюза по наиболее важным вопросам», – отмечает г-н Попеску. Это касается и энергореформы ЕС, и позиций его участников в отношении России, Ирана, Китая и стран Ближнего Востока. Не секрет, что крупные игроки на европейской арене – Франция и Германия – гораздо успешнее налаживают связи вне общеевропейских рамок, то есть в одностороннем порядке. «Когда Евросоюз говорит одним голосом, это еще не значит, что не слышны голоса национальных государств», – прокомментировал г-н Попеску РБК daily.

Другая проблема, которая небезосновательно волнует ось Лондон – Берлин – Париж, это позиция США в вопросе об атлантическом единстве после того, как Джордж Буш покинет свой президентский пост в 2009 году. Пока европейцы предпочитают действовать достаточно осторожно на этом пути. С одной стороны, декларируют приверженность курсу на атлантическое единство. С другой – работают над общеевропейской интеграцией. Ведь даже в случае, если новый американский президент будет более сдержан в проявлении дружественных симпатий к Европе, сам Евросоюз хотя бы выполнит план-минимум по достижению европейского единства.