В Совете Федерации придумали, как контролировать телевидение

На модерации Отложенный

Совет Федерации разрабатывает законопроект о создании общественного совета по контролю за телевидением. Сенаторы уверены: россиянам нужно больше позитива, меньше крови и пива, а главное — никакого «Дома-2». Телевизионщики инициативу верхней палаты воспринимают скептически.

Как пояснил вчера на заседании объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений спикер Совета Федерации Сергей Миронов, в ближайшее время верхняя палата парламента намерена окончательно разработать и внести на рассмотрение в Государственную думу законопроект о создании общественного совета по телевидению. За основу предлагается взять принцип формирования Общественной палаты: 12 человек назначают президент, правительство, парламент, уполномоченный по правам человека и ОП, а те, в свою очередь, выбирают еще 13 деятелей из числа общественных организаций и творческих союзов — всего 25 человек. Принципиальным, отмечают авторы закона, является отсутствие в «телесовете» представителей органов власти и самих телевизионщиков — последние не смогут оценивать деятельность коллег объективно, что же до чиновников, то с их участием, по словам Миронова, благое начинание быстро обернется политической цензурой.

Кроме того, новый орган лишен каких бы то ни было карательных функций. Сенаторы уверены: полностью независимый, «телесовет» должен заниматься исключительно анализом федерального и регионального эфиров, а также выносить спорные передачи на суд общественности. «Рекомендательный» характер деятельности совета также должен включать в себя право его членам в prime-time прямо с экранов объяснять гражданам, «что такое хорошо, а что такое плохо». Впрочем, даже Миронов понимает, что это вопрос тонкий, и надо постараться избежать эффекта «антирекламы», когда любопытные зрители тут же бросятся смотреть «запрещенную передачу». В случае же, если программа будет признана и членами совета, и общественным мнением «вредной», новый орган вправе обратиться в компетентные органы (в частности, Россвязьохранкультуру) с просьбой о закрытии. Однако ли внимут органы этой просьбе – большой вопрос. Следовательно, необходимость к «телесовету» прислушиваться надо закрепить законодательно, считают сенаторы.

«Телевидение играет огромную воспитательную и идеологическую роль, — подчеркнул Сергей Миронов, — но порой складывается ощущение, что оно застыло в своем развитии еще в лихие 90−е годы». Насилие, убийства и прочая чернуха, причем не только в фильмах, но в программах новостей, «наших детей посещает воспитатель-садист в виде голубого экрана», продолжил спикер, а телевизионное начальство, по его мнению, просто не видит, как изменилась за последние годы Россия и потребности ее граждан. Впрочем, Миронов тут же оговорился: «потоков красивой лжи о том, как хорошо живет наша страна», тоже не надо.

Рискованный своей двусмысленностью намек главы Совфеда продолжил замминистра культуры Андрей Бусыгин — министерство, кстати, инициативу в целом поддержало, напомнив собравшимся выступление вновь избранного, но еще не вступившего в должность президента Дмитрия Медведева, о том, что «власть не нуждается в облизывании».

Впрочем, если это для кого-то и является проблемой, то далеко не главной — по словам чиновника, предотвращать выливание «ушатов грязи на политических противников» сегодня получается довольно успешно, а вот с нравственностью проблемы. В министерство регулярно поступают гневные письма с требованием уменьшить количество насилия на федеральных каналах, эротики – на дециметровых и, отдельно, — закрыть телеканал ТНТ.

Но особенно перспектива появления подобного совета обрадовала представителей церквей. Так, митрополит Калужский и Боровский Климент напомнил, что, по статистике, за неделю на экране убивают 1600 человек, и беда не только в том, что это показывают, но и в том, что это снимают. Снимать, по мнению священника, надо другое кино, нравственное. Более простой ход предложил замглавы совета муфтиев России Марат Муртазин, заметив, что для начала надо просто ограничить круг каналов, доступных всему населению страны, сократив их число до 5—10, за остальное пусть желающие платят деньги. А главный раввин Берл Лазар, похоже, был так растроган инициативой Миронова, что выступил с предложением заодно и Совет Федерации переименовать в «Совесть Федерации».

Окончательно завершить подготовку законопроекта, с учетом всех предложений, сенаторы планируют в течение месяца, после чего его следует ждать уже в нижней палате парламента. Инициатором закона о создании «телесовета», кроме всего прочего предусматривающего также внесение поправок в закон «О СМИ» и «Об Общественной палате РФ», естественно, станет фракция «Справедливая Россия». Однако, как пояснил журналистам лидер думских эсэров Николай Левичев, президиум фракции пока его не обсуждал и никаких изменений не вносил — идут согласования.

Впрочем, инициатива Миронова уже вызвала вполне понятный скепсис со стороны телевизионщиков. Так, глава НТВ Владимир Кулистиков в беседе с «Экспертом Online» заметил, что «суждение о нравственности или безнравственности на телевидении или в любой другой публичной сфере может вылиться в попытку заменить действия соответствующих органов, в том числе действия суда вкусовыми предпочтениями. Критерии нравственности, увы, небесспорны». По мнению Кулистикова, никаких новых органов, кроме имеющихся, создавать не стоит — в противном случае мы сможем прийти и к попыткам вмешательства в деятельность СМИ. «Необходимо внимательно проверить конституционность этого закона», — резюмировал глава НТВ.

Озабочены и депутаты: по их мнению, кроме соответствия Конституции проект необходимо проверить и на соответствие закону «О СМИ», а также просто понять, не является ли это очередным громким популистским заявлением Миронова.