Москва перебрала с мигрантами - это грозит социальным взрывом

На модерации Отложенный

Новые интригующие данные о количестве мигрантов в Москве предоставила Федеральная миграционная служба. Начальник управления по вопросам информационно-аналитического обеспечения Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Геннадий Кухтин сообщил о том, что в настоящее время в столице законно трудится 1,6 млн мигрантов, при этом на миграционном учете в столице состоит почти 7 млн человек. Это намного больше, чем ранее озвученные оценки экспертов и тем более – чем официальная квота для гастарбайтеров на этот год. Между тем вместо принятия мер по упорядочению миграционного потока со следующего года ФМС планирует фактически отказаться от жесткого квотирования трудовых мигрантов.

Ситуацию в миграционной сфере трудно назвать иначе как удручающей. Получается, что, по официальным данным, в столице России в настоящее время трудится в 7 раз больше гастарбайтеров, чем это предусмотрено легальной квотой на этот год – около 300 тысяч. И это только по официальным данным. Правда, стоит отметить, что в последние дни Минздравсоцразвития приняло решение об увеличении квоты почти вдвое – с 1,8 млн человек до 3,4 млн. Однако данное решение выглядит как попытка задним числом узаконить существующее положение – теперь фактически могут легализоваться все те гастарбайтеры, которые хотели бы это сделать.

Заметим при этом, что значительное число приезжих из тех 7 млн, которые встали в столице на миграционный учет, также являются по сути дела трудовыми мигрантами. В настоящее время регистрация приезжих по месту пребывания осуществляется в уведомительном порядке – и это значительно проще, чем получать разрешение на работу – для чего требуется визит в территориальные органы ФМС. Конечно, далеко не все из этих 7 млн постоянно живут в Москве – кто-то из них уже давно уехал, а некоторые въехали по второму разу. Тем не менее это огромные цифры для города, где численность всех рабочих мест официально также составляет 7 млн.

В Отделе организации трудоустройства и трудовой миграции Службы занятости города Москвы ситуацию комментировать отказались, сославшись на то, что это – прерогатива ФМС.

На самом деле все это означает провал заявленных ранее государством усилий по упорядочению миграционных потоков. Устав бороться со стихией, власти фактически пытаются ее узаконить. Со следующего года Минздравсоцразвития собирается ввести еще более либеральный порядок въезда: официальная квота будет повышена до 4 млн человек. При этом если раньше подать заявку на привлечение иностранных трудовых мигрантов можно было только заранее и в определенный срок, то со следующего года работодатель сможет подавать заявки на пополнение иностранной рабсилы в любое время.

Тем временем управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Канн уже сейчас предсказывает России, Казахстану и Украине массовое сокращение рабочих мест для гастарбайтеров и уменьшение объемов международных денежных переводов в связи с глобальным экономическим кризисом. Г-н Стросс-Канн предупредил, что мы должны быть готовы и к социальным волнениям из-за роста числа безработных гастарбайтеров.

Многие эксперты говорят о том, что в следующем году кризис перекинется на реальные сектора экономики – промышленность, строительство, торговлю и пр.

Ряд компаний уже заявляет о сокращении штатов и инвестиционных программ. Многие из наших сограждан находятся или будут находиться в поиске работы. В этой ситуации заверения о том, что мигранты якобы не представляют конкуренции для коренного населения и работают исключительно в тех отраслях, где россияне работать не станут, – выглядят, мягко говоря, малоубедительно. Если на рынок хлынет ничем не ограниченный поток мигрантов, это, с одной стороны, обрушит и без того не поспевающие за инфляцией зарплаты, а с другой – вытеснит с рынка еще большее количество россиян.

Меры правительства, которые открывают почти неограниченный доступ трудовым мигрантам на российский рынок, все всякого сомнения ударят по положению коренного населения. При этом заметим, что кризис уже коснулся и родных стран мигрантов – Украины, Средней Азии, Закавказья и других. А значит, в следующем году мы можем ожидать значительного их притока. В этой ситуации дальнейшая либерализация и без того дырявого миграционного законодательства рискует привести к банальному социальному взрыву – причем как со стороны мигрантов, возможности трудоустройства которых резко ограничит кризис, так и коренного населения, недовольного их наплывом.

«Ситуация называется «миграционная игла», на которую, в частности, подсела Москва», – заявил РБК daily директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. Разница между числом официально зарегистрированных трудовых мигрантов и фактическим числом прибывших – по его мнению, это означает, что остальные попросту пополняют ряды криминала и теневого трудового сектора. Однако есть и те, кто официально не становился учет – и таких немало – они живут полностью нелегально. «Думаю, что к озвученным цифрам следует добавить еще миллиона три – по всей московской агломерации», – считает эксперт. Помимо всевозможных социокультурных издержек это еще и расхолаживает чиновничество в том плане, что делает необязательными меры по повышению рождаемости среди коренного населения, убежден г-н Белобородов.

«Если рассматривать ситуацию в экономическом аспекте – это однозначно потеря налоговых поступлений в размере около 10 млрд долларов в год. Если рассматривать это социально – с точки зрения восприятия населением – получается нагнетание межнациональной обстановки», – рассуждает директор Института демографических исследований. По его мнению, уже сейчас идет прямой удар по отечественному товаропроизводителю, предпринимателю и наемному работнику, а долгосрочные последствия подобной политики могут быть вообще катастрофическими. Сначала мигрант просто ищет пристанище с целью заработать. Следующий этап – это воссоединение семей – причем все международные конвенции здесь на стороне мигранта, ведь каждый имеет право на проживание со своими близкими. Далее следует постановка вопроса о соответствующих экономических, политических, образовательных, культурных правах. В конечном итоге все это чревато потерей ряда стратегических территорий – вспомним плачевную экономическую и социальную ситуацию на Дальнем Востоке.

Павел Захаров