Милиция ловит скинхедов только тогда, когда поднимается шум и объявляется вознаграждение

Вчера девять лет лишения свободы получили два московских подростка за убийство гражданина Турции. Дело расследовали два года и довели до конца после того, как за соотечественников заступилось посольство. Вчера же были арестованы шесть московских школьников, которых обвиняют в убийстве якутского шахматиста Сергея Николаева. Оперативность правоохранителей во многом объясняется тем шумом, который был поднят вокруг убийства. В Якутии прошли митинги, гневно выступил глава республики Штыров, а буквально в понедельник крупнейшая алмазодобывающая компания объявила премию за поимку преступников – 1,5 млн. рублей. И вот результат. Между тем виновные в других недавних нападениях в столице – на граждан Вьетнама, Таджикистана, Узбекистана – пока не найдены. Практика показывает – без общественного давления или денежного вознаграждения искать убийц-расистов никто не спешит.

Вся Якутия всколыхнулась, узнав, что в столице убили известного шахматиста Сергея Николаева. По версии следствия, якут попался под руку футбольным фанатам, которые отмечали победу любимого клуба расистскими погромами. В Якутии поднялась волна возмущения, а компания «Алроса» объявила вознаграждение в размере 1,5 млн. рублей за информацию, которая поможет следствию установить лиц, виновных в убийстве Сергея Николаева. «Вознаграждение пока никому не отдали, – заявили «НИ» в компании. – Пока идет следствие, и не совсем правильно было бы разглашать людей, которые информировали об этом убийстве. Но примерный механизм выплаты уже установили». Правозащитники уверены, что шум и деньги сделали свое дело.

«Если общины, диаспоры или консульства особенно не обращают на преступления внимания, то они расследуются вяло, – рассказал «НИ» специалист по молодежному экстремизму Александр Тарасов из центра изучения практической политики «Феникс», – скажем, в Архангельске националисты постоянно нападали на уроженцев постсоветских республик, и правоохранительные органы не спешили расследовать эти преступления. Дело сдвинулось, лишь когда к местным властям обратились представители диаспор, которые жестко заявили, что им сложно удерживать свою молодежь и дело может дойти до поножовщины.
Милиционеры поняли, что придется распрощаться со своими должностями, и через неделю поймали целую банду скинхедов. Но не все диаспоры так активно реагируют на преступление на национальной почве. Очень твердо ведут себя, например, еврейские, азербайджанские и армянские общины».

По подсчетам правозащитников, в этом году чаще всего жертвами националистов становились выходцы из Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана. В общей сложности, по данным специалистов Московского бюро по правам человека, количество преступлений на почве расовой неприязни в этом году увеличилось вдвое по сравнению с прошлым. В течение первого полугодия 2007 года было зафиксировано более 120 случаев нападений и конфликтов на почве ксенофобии, в результате которых погибли 35 человек. В посольстве Таджикистана в России даже создали специальную мобильную группу, которая выезжает, когда жертвами становятся мигранты. «Очень часто сотрудники правоохранительных органов пытаются квалифицировать преступления не по национальному признаку, а, например, как хулиганство или простое избиение, – заявил «НИ» пресс - секретарь посольства Таджикистана в России Мухаммад Эгамзот. – Мы пытаемся это отслеживать».

Однако сами правоохранители признаются, что преступления на национальной почве сложно доказать и расследовать. «Должна быть крепкая доказательная база, чтобы адвокаты не разбили дело, построенное на национальной почве, – отметил источник в прокуратуре. – Эти дела все настолько специфичны, что следователи не любят их взваливать на себя».

Как признаются представители диаспор, иногда в расследовании не помогает даже общественное влияние, и приходится подключать личные связи. «Следователи как-то не очень серьезно относятся к таким преступлениям. Недавно пришлось подключать знакомых, чтобы начали искать скинхедов, которые нанесли чеченскому парню около 20 ножевых ранений, – рассказал «НИ» один из руководителей чеченской диаспоры Хамзат Гериханов. – Дело хотели квалифицировать, как хулиганство. Практика показывает, что если надавливают сверху, то находятся сразу же подозреваемые и складывается доказательная база».

Источник: http://www.newizv.ru/news/2007-10-31/79097/

1
1793
0