Наряды по кухне отменяются: Генштаб перестраивает армию под один год срочной службы

За время осеннего призыва в октябре-ноябре прошлого года на военную службу «забрили» 132 350 молодых людей. Из них 21,7 тыс. -- с высшим образованием. Военные кадровики называют таких солдат интеллектуальным потенциалом армии. Но главная особенность осеннего призыва все же в другом -- он был последним, когда призывали на 18 месяцев. С 1 января наступившего года в вооруженные силы и так называемые другие войска призывники будут рекрутироваться всего на год. Причем и крестьянин из глубинки с восемью классами, и рекрут -- выпускник вуза. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генерального штаба генерал-полковник Василий Смирнов отмел всяческие сомнения, циркулирующие среди родителей призывников: Министерство обороны не планирует обратного увеличения срока службы. И никаких потерь в связи с переходом на годичную службу, о чем пишут некоторые газеты, армия и флот не понесут.

Для военного ведомства призыв на год не представляет проблемы, поскольку к масштабному мероприятию готовились целых четыре года. Был пересмотрен перечень военно-учетных специальностей и механизм подготовки по ним. По одним специальностям будут готовить в учебных воинских частях, по другим -- в линейных частях, будет также целенаправленный призыв тех, кто имеет специальность, родственную военной (повара, связисты...). Кроме того, готовиться призывники будут в общественных объединениях, где монополист -- Российская общественная спортивно-техническая организация (РОСТО). Объемы подготовки здесь будут увеличиваться.

Прошедшей осенью из вооруженных сил уволилось 89,9 тыс. человек. Напомним: во время подготовки к переходу на годичную службу военные говорили, что призывать юношей придется в два раза больше. Но такое количество рекрутов пока не требуется -- дело в том, что служат еще те, кто призван на два и полтора года. Но с осени нынешнего года призвать придется уже более 200 тыс. человек против 132 тыс. в ходе последнего призыва. Еще одна особенность последнего призыва -- к его проведению было привлечено как никогда много общественных организаций и комитетов солдатских матерей.

Как и в предыдущие несколько лет, остались многие негативные «родовые признаки» призывной кампании, хотя, по словам генерала Смирнова, они и имеют тенденцию к сокращению. Уклонистов от призыва на военную службу сейчас насчитывается 10 657 человек. Если учесть, что в 1999 году эта цифра равнялась 44 тыс., положительная тенденция действительно налицо. Но и 10 тыс. беглецов, по мнению Генштаба, много. Правоохранительные органы будут их разыскивать, и уже к весне этого года многие из них пойдут служить, уверены военные. Хотя, конечно, могут появиться и новые уклонисты. Правда, с переходом на год службы их, по расчетам военных, станет значительно меньше: лучше отдать Родине 12 месяцев, чем «загреметь на нары» на несколько лет.

Окончательные итоги осеннего призыва будут подведены к середине февраля. Но уже сегодня ясно, что треть призывников освобождена от службы по состоянию здоровья, а из призванных больше половины имеют ограничения и не могут служить в режимных соединениях и частях (ВДВ, ВМФ, спецназ). По-прежнему много призывников, которые до армии нигде не учились и не работали, -- около 30%.

Призывники пошли нынче сознательные. Из числа вызванных на призывные комиссии явилось 99,1%, остальные не явились по уважительным причинам. Этот показатель значительно лучше, чем год назад. Отправляли призывников к местам службы самолетами (56 рейсов военно-транспортной авиации), железной дорогой (20 эшелонов), остальных -- отдельными командами обычным гражданским транспортом. Причем если команда была больше 40 человек, ее обязательно сопровождал медицинский работник. На всех маршрутах были развернуты обустроенные перевалочные пункты.

Наряду с призывниками в войска придет без малого 41 тыс. специалистов, которых учебные части и соединения подготовили за последние полгода. Из осенних же призывников в учебки направят 39,8 тыс. человек. В этом году будут расширены масштабы эксперимента по получению начального профессионального образования. Это когда солдат во время службы получает родственную военной гражданскую специальность. 24 учебных соединения и части готовят срочников по 23 профессиям, которые пригодятся молодым людям после службы в гражданской жизни.

Ничего не изменилось с альтернативной гражданской службой. «Сделать АГС способом уклонения от военной службы не получилось», -- с удовольствием потирают руки военные.
Желающих служить именно альтернативно с каждым годом становится все меньше. Всего на АГС с момента ее введения три года назад направлено 997 человек, сегодня проходят такую службу 912 человек, уже завершили АГС 85 призывников. Минувшей осенью принято 352 заявления от желающих проходить альтернативную гражданскую службу, по 264 из них принято положительное решение: то есть молодые люди смогли убедить комиссию, что, например, вероисповедание не позволяет им носить оружие.

Переход на один год срочной службы коснется и альтернативщиков -- им придется служить 18 месяцев в частях Министерства обороны и 21 месяц -- в других силовых структурах. Подобно АГС, не прижилась и служба в российской армии иностранных граждан -- сегодня их в рядах наших вооруженных сил всего 251 человек. Немного.

В ушедшем году было завершено выполнение федеральной целевой программы перевода ряда частей и соединений на контракт -- за четыре года переведено 81 формирование общей численностью больше 99 тыс. человек. До середины 2008 года планируется добавить контрактников, что не успели добрать. Задержка вышла из-за незавершенности инфраструктуры контрактных частей. Но обустройство военных городков уже близится к завершению. Хотя и без того, считает генерал Смирнов, сделано немало: построены и реконструированы 288 солдатских общежитий упрощенного типа (попросту говоря, казарм) более чем на 56 тыс. мест, 122 общежития с жилыми ячейками (проще -- бараки), 40 учебных корпусов. Такого рода строительство, в которое включаются уже клубы и спортивно-оздоровительные комплексы, продолжается.

Исходя из сделанного, службу по контракту военные сегодня считают привлекательной: хотя и не очень высокое, но стабильное денежное довольствие, жилье при заключении второго контракта, право бесплатного проезда с семьей в отпуск и обратно, возможность внеконкурсного поступления в вуз, компенсация за санаторно-курортное обеспечение, возмещение затрат за поднаем жилья, надбавки за классную квалификацию, участие в ипотечно-накопительной системе. Этот «пакет» будет расти. Совсем недавно министр обороны Анатолий Сердюков решил больше платить десантникам за прыжки, а с 1 марта 2008 года плавсоставу будут платить больше на 3300 рублей.

Сегодня в вооруженных силах контрактников -- 44%, всего 210 тыс. человек (помимо пришедших в армию в рамках Федеральной целевой программы, контрактники есть и в «непрограммных» частях -- наряду со срочниками). Более 50 тыс. контрактников -- женщины. Есть, конечно, как и в гражданских профессиях, случаи расторжения контрактов -- по болезни, семейным обстоятельствам, но и по инициативе командира тоже -- когда контрактник становится нарушителем дисциплины. Таких около 10%. Кстати, во многих странах Европы процент расторжения больше. Во Франции, например, более 25%. Да и живут контрактники в той же Франции или США, как заявил журналистам генерал Смирнов, сославшись на личные впечатления от поездок, примерно в таких же условиях, что и наши. А иногда и в более плохих. И дисциплина у наших контрактников, со слов генерала, повыше. Главная задача, считают в ГОМУ, чтобы профессионалы заключали второй и последующие контракты. И основная масса это сделает, считает Василий Смирнов.

Число отсрочек от призыва еще в 2006 году было сокращено с 25 до 21. За счет этого получено дополнительно 90--100 тыс. призывников, но дальнейшего уменьшения числа отсрочек пока не предвидится. Хотя из-за «демографической ямы», которая сегодня наблюдается, проблема недобора рекрутов сохранится до 2012 года. Правда, к этому времени положение несколько выправится -- с 2009 года планируется начать реализацию разрабатываемой сегодня новой ФЦП -- перевода на контракт уже всего сержантского состава и плавсостава ВМФ. То есть в нашей армии, как и в американской, будут профессиональные сержанты. Кандидаты, утверждает Генштаб, есть. Уже пересматриваются в связи с этим программы боевой подготовки -- она станет более напряженной. Это обстоятельство в свою очередь потребует освобождения солдат и сержантов от не свойственных им задач -- например нарядов по кухне. В довольно большом числе воинских частей питанием личного состава теперь занимаются коммерческие организации. Министерство обороны и дальше намерено покупать на рынке такого рода услуги -- уборка территории, складские работы... Главное, что средства для этого у военного ведомства есть.

Источник: http://www.vremya.ru/2008/9/4/196160.html

0
1368
0