Конец глобализации: Германия хочет ограничить иностранные инвестиции

На модерации Отложенный

Немцы не на шутку испугались непрозрачных инвестфондов из Азии и теперь стремятся ограничить их деятельность. Как стало известно накануне, Берлин готовит законопроект, согласно которому правительство будет иметь право отказать в приобретении германских активов инвесторам, контролируемым иностранными государствами. Документ начали готовить месяц назад после высказывания канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что приток капиталов из Азии угрожает безопасности Германии.

Немцам действительно есть чего опасаться. За последние годы развивающиеся страны – и прежде всего страны-экспортеры нефти – накопили у себя огромное количество свободных средств. По оценкам экспертов, в закрытых азиатских инвестфондах сосредоточилось 2,5 трлн долларов. В условиях нестабильности на мировых финансовых рынках у их владельцев может появиться желание вложить средства в более или менее надежные активы, в том числе и путем приобретения иностранных компаний в стратегических секторах экономики. «Когда вы видите, что капитализация Siemens составляет 80 млрд долларов, вы начинаете заглядывать в перспективу», – заявил один из разработчиков законопроекта, имея в виду, что даже такая крупная высокотехнологическая компания, как Siemens, может перестать быть немецкой.

Как говорят эксперты, помимо непрозрачных арабских фондов над миром висит «угроза» начала инвестиционной экспансии Китая. «Китайцы еще не сказали своего слова в вопросе покупки западных активов, – рассуждает в беседе с РБК daily начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. – У них закон пока запрещает осуществлять инвестиции за рубеж». Однако рано или поздно этот запрет будет снят, и тогда сложно будет сказать, какое количество западных компаний смогут купить инвесторы из Китая.

«Сколько денег у китайцев, не знают даже арабы», – шутит Максим Шеин. Судя по всему, Запад решил перестраховаться и на этот случай.

Немецкие инициативы не новы, Еврокомиссия уже сообщила о намерении ограничить иностранные инвестиции в энергетику Европы. Тогда это было воспринято как попытка остановить экспансию «Газпрома». Но теперь видно, что европейцев пугает не только возможная российская экспансия. Они вообще хотели бы, чтобы инвесторы из развивающихся стран покупали в Европе исключительно предметы роскоши, и для этого готовы оградить себя от нежелательных инвестиций.

Впрочем, лекарство от болезни может оказаться хуже самой болезни. «Развитые страны могут в итоге получить протекционизм со стороны развивающихся, – считает Максим Шеин. – Но доподлинно известно, что развитые рынки сегодня растут только за счет развивающихся». Таким образом, под угрозой оказывается весь механизм глобализации, который держится на свободном перетоке капитала. И если раньше ограничить этот переток пытались только слабые бедные государства, то теперь флагманами несвободы становятся наиболее высокоразвитые страны. Долгое время они были локомотивом глобализации, однако после того, как обнаружились не только плюсы этого процесса, но и минусы, европейцы принялись демонтировать ее механизмы.

Российский ответ не заставил себя долго ждать. Владимир Путин уже заявил, что в случае, если на Западе будут приняты законы, ограничивающие российские инвестиции, наша страна будет вынуждена принять аналогичное законодательство. Что же до немецкой инициативы, запустив однажды механизм разрушения глобального финансового рынка, Европа вряд ли сможет повернуть этот процесс вспять. И в Берлине, и в Брюсселе этого не могут не понимать.