Все меньше россиян хотят иметь собственный бизнес

На модерации Отложенный Население России не хочет и не собирается заниматься частным бизнесом, такие тенденции выявил опрос Аналитического центра Юрия Левады ("Левада-центр"). Среди 1,6 тыс. россиян, опрошенных в ноябре 2007 года, свое дело имеют 5%. Из остальных только 18% хотели бы заняться бизнесом, тогда как в 2002 году таких было 23%. При этом лишь 10% из этой категории граждан предпринимают конкретные шаги для достижения цели, и еще 44% собираются заняться созданием своего бизнеса "в ближайшее время". А 41% не планирует реализовывать планы в скором будущем.

Категорическое "нет" предложению открыть свое дело в 2007 году сказали 69% – против 67% в 2002 году.

Снижение привлекательности частного бизнеса неудивительно. Чтобы начать свое дело в России, нужно преодолеть огромное количество препятствий. Это признают даже успешные бизнесмены: по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, отечественный бизнес оценивает "возможность начать собственное дело" в 2,88 балла по семибалльной шкале.

Но и тех, кто сумеет начать свой бизнес, ждет множество проблем. "В России менее 10% новых фирм остаются на рынке после семи лет с начала деятельности", – подчеркивает Всемирный банк. Это подтверждают и данные "Левада-центра" – 60% тех, кто когда-либо пытался завести свое дело, оценивают попытку как неуспешную и 32% – как успешную.

На первом месте стоит проблема налогов, отмечает председатель "Деловой России" Борис Титов. "Она все больше и больше сдерживает развитие. Частично это объясняется тем, что раньше, когда не менее 60% российского бизнеса было в тени, ставки налогов не очень-то и волновали. В последние же год-два, когда ситуация в стране изменилась, и налогов стали платить значительно больше, компании каждый день сталкиваются с этой проблемой. Они почувствовали, что уровень налогов в нашей стране для них высок, если их платить полностью", – объяснил Титов.

Еще один фактор, сдерживающий предпринимательские амбиции россиян, – отсутствие доступного инвестиционного капитала. "Если у государства и у крупных компаний излишки, то в реальном секторе экономики мы по-прежнему берем кредиты по большим ставкам и под непосильное обеспечение.
О какой конкурентоспособности нашего бизнеса может идти речь, когда на Западе кредиты стоят копейки?" – возмущается Титов.

Важной проблемой становятся кадры, без которых даже в среднем и малом бизнесе не обойтись. "Сегодня за очень известными именами вузов и хорошо налаженным образовательным процессом часто кроется очень серьезная проблема – отсутствие связи с рынком труда", – отмечает глава бизнес-сообщества.

Также "душит" малый и средний бизнес специфическое устройство российских компаний – их тяга к полному циклу. "На Западе предпочитают разделять, например, производство и сборку машин, и это позволяет развиваться малому и среднему бизнесу. У нас же крупные предприятия – машиностроительные и химические – предпочитают полный цикл", – говорит эксперт Центра развития Валерий Миронов.

Впрочем, возможно, объяснение нужно искать в психологии. "Есть исследования, что людей с предпринимательскими способностями не так много, не более 10%. Это редкое качество, такое же, как хороший музыкальный слух, и оно передается по наследству, – говорит Миронов. – А ведь в России людей с такими способностями много лет уничтожали".

В будущем можно ожидать дальнейшего снижения количества желающих стать предпринимателям, а у бизнеса – роста проблем. "Только около 10% малых предприятий работают на выкупленных площадях. Остальные снимают, как правило, помещения у муниципальных властей. Но к 2009 году муниципалитетам нужно будет избавиться от непрофильных активов, значит, они попросят бизнес освободить площадь", – предупреждает Миронов.

Проблему нужно решать, поскольку низкая предпринимательская активность и, как следствие, низкая конкуренция плохо сказываются на экономике страны. Так, по словам директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, уровень конкуренции – это важный фактор, влияющий на инфляцию. "Больше производства, больше конкуренции, соответственно, меньше инфляции", – говорит он.