Авантюра США в Ираке и Иране – прицел на Россию и Китай

На модерации Отложенный Сенат США на заседании 3 октября вновь отказался поддержать требование демократов о выводе американских войск из Ирака до 30 июня 2008 года. Это решение отражало, в том числе, и позицию администрации Буша.

А 26 сентября Сенат принял резолюцию, предусматривающую создание шиитского, суннитского и курдского административно-территориальных образований по конфессиональному и этническому признакам.

В соответствии с волей американских законодателей, правительство в Багдаде будет отвечать лишь за управление нефтяными доходами и контроль над безопасностью на границе, пишет Фонд стратегической культуры.

Резолюция не имеет обязательной силы. Несмотря на это, позиция американских сенаторов вызвала резко негативную реакцию как со стороны иракских шиитов и суннитов, так и со стороны многих других государств.

Это и неудивительно – попытки американцев насадить демократию на древней земле междуречья Тигра и Евфрата дестабилизируют огромный регион. С осуждением резолюции Сената США выступила межправительственная Организация Исламская Конференция (ОИК), объединяющая 57 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Предложения американских сенаторов выглядят отголоском ведущихся за океаном дискуссий о будущем Ирака и всего Ближнего Востока, и «боснийский» вариант (расчленение территории страны на мелкие части) фигурирует в качестве одного из возможных.

В скором времени должен решаться вопрос о проведении референдума в городе Киркук и других приграничных с Иракским Курдистаном и богатых нефтью районах, на предмет их присоединения к курдскому автономному образованию в Ираке.

Курдская автономия, напомним, была создана как квазигосударство, неподконтрольное багдадским властям и находящееся под особо тщательным присмотром американцев.

Положительное решение о проведении референдума неизбежно вызовет резкую реакцию Анкары, которая уже сейчас в открытую обвиняет Вашингтон в поддержке «курдского терроризма».

Премьер-министр Турции Реджип Тайип Эрдоган, находясь недавно с визитом в США, заявил, что на вооружении РКК (Курдская рабочая партия) находится тяжелое вооружение и танки американского производства.

Произошли утечки информации о намерении администрации Буша создать на территории Курдистана постоянную военную базу. Для чего эта база создается, гадать не приходится.

Американо-иранские отношения последовательно ухудшаются, – и это несмотря на все попытки Тегерана наладить конструктивное взаимодействие. Тегерану нужен мир, Вашингтону – война.

Иран готов оказать помощь США в стабилизации ситуации в Ираке, если Соединенные Штаты обозначат конкретные сроки вывода своих войск из этой страны, заявил недавно председатель Верховного совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани в интервью влиятельному западному изданию.

Он также опроверг заявления американских политиков, обвиняющих Иран в оказании военной помощи иракским повстанцам, и назвал главной причиной хронической нестабильности в Ираке нынешнюю политику администрации США, ведущую в тупик. Ранее Сенат США объявил Корпус стражей исламской революции (иранские элитные воинские части) «террористической организацией».

Появляются сообщения о том, что в нападении США на Иран, которое готовит группировка Чейни, будут участвовать и военнослужащие американской базы ВВС в Киргизии.

Туда осуществляется переброска дополнительных военных контингентов, причем, как сообщает агентство Associated Press со ссылкой на официальные лица в армии США, эта передислокация является самой большой из осуществленных Вашингтоном в последнее время.

Взлетно-посадочное покрытие авиабазы «Манас» в Киргизии позволяет принимать тяжелые стратегические бомбардировщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения «АВАКС», пишет Фонд.

Одновременно Израиль – ближайший союзник США – официально признал факт нанесения воздушного удара по объектам на территории Сирии 6 сентября 2007 года. Израильский налет на Сирию выглядит пристрелкой к гораздо более масштабной операции против союзника сирийцев – Ирана.

Обращает на себя внимание и факт усиления террористической активности в Иране, начиная с 2005 года, особенно в населенных суннитскими меньшинствами приграничных Хузестане и Систан-Белуджистане, которые, по некоторым данным, являются вотчиной соответственно британских и американских спецслужб.

А в сентябре Иран (вслед за Турцией, которая делает это более завуалировано) обвинил США в поддержке курдских сепаратистов, действующих на иранской территории. Агрессия США против Ирана создаст ситуацию «управляемого хаоса» на Ближнем и Среднем Востоке, но этим дело не ограничится.

Разрушение иранского государства с введением «международного» контроля над нефтегазовыми запасами и маршрутом вывоза нефти через Ормузский пролив целит в первую очередь в Китай (поставки из Ирана – это треть импортируемой Китаем нефти, а китайские компании глубоко вовлечены в иранские нефтяные проекты) и одновременно выводит США на рубеж, с которого можно прямо влиять на процессы в южном подбрюшье России – в Центральной Азии и на Кавказе.

Падение Ирана под ударами американской военной машины окончательно укрепит в умах представителей американского политического класса мысль о том, что Сибирь как кладовая природных ресурсов «принадлежит всему человечеству». До какой степени Кремль сознает, что удар по Ирану станет сильнейшим ударом по интересам России в мире?

Что может, что захочет сделать Москва, дабы не допустить развязывания у южных границ нашей страны крупнейшего вооруженного конфликта с возможным применением тактического ядерного оружия? Как поведет себя Россия, какую позицию займет, когда и если американское вторжение в Иран состоится?

До сих пор российская дипломатия ясных ответов на эти вопросы не давала – не ставились даже сами вопросы. Однако, ввиду неумолимо приближающейся развязки иранского кризиса, дальнейшая неопределенность здесь становится невозможной.

Серьезное – не кулуарное, а открытое – обсуждение превентивных мер, диктуемых обстановкой и выстраиваемых в четкую последовательность шагов, требуется уже сейчас. Отсчет времени пошел.

Наиболее вероятный срок начала американской операции против Ирана – отрезок времени между мартом и маем 2008 года, совпадающий с периодом передачи власти в России от нынешнего Президента к его новоизбранному преемнику.

В середине октября 2007 года планируется визит президента России Владимира Путина в Тегеран для участия в переговорах глав прикаспийских государств. Руководитель постоянной комиссии парламента Ирана по национальной безопасности и внешней политике А. Боружерди предположил, что визит Путина в Иран станет переломным моментом в двусторонних отношениях.

Мы бы сказали больше: Россия ничем другим не подтвердит в такой степени заявку на возвращение себе статуса великой державы, вносящей весомый вклад в дело глобальной безопасности, как своими зримыми миру усилиями по предотвращению готовящейся войны против Ирана.