Почему на Украине не закроют шахту имени Засядько

На модерации Отложенный Страшная трагедия на «Шахте имени Засядько» спровоцировала на искренний человеческий порыв даже известного своим железным характером ее фактического владельца Ефима Звягильского. Он пообещал закрыть предприятие. Гибель ста шахтеров доказала, что никакие самые современные системы безопасности не могут дать стопроцентной гарантии на глубине свыше тысячи метров, пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Вероника Ост.

Однако благородное желание пожертвовать прибылью ради человеческих жизней быстро прошло. «Я этого не говорил», – заявил Звягильский журналистам вечером того же дня. О безопасности шахтеров он не думал даже тогда, когда закупал оборудование, которое вроде бы должно было на нее работать. Сегодня горняки утверждают, что вентиляторы не функционировали, а систему оповещения, блокирующую все приборы, регулярно отключали, чтобы шахтеры не отвлекались от работы по пустякам.

Но дело даже не в этом. Как выясняется, дорогостоящее оборудование закупалось вовсе не для предотвращения аварий. Нужно было повысить стоимость шахты, чтобы затем выкупить ее из аренды. Еще в начале этого года член фракции Партии Регионов в Верховной раде Ефим Звягильский подал замечательный законопроект, который предусматривает изменение условий приватизации арендных предприятий, созданных до 1995 г. Планируется ввести законодательную норму, позволяющую арендаторам выкупать госдолю в арендных предприятиях, если она не превышает 25% их нынешней стоимости.

Причем, арендатор получит право рассрочки платежа на пять лет, чего раньше не было. В качестве примера господин Звягильский приводил «Шахту им. Засядько», которая была взята в аренду в 1991 году на 15 лет, а в 2006 г. арендный договор был продлен еще на два года. По словам депутата, при передаче шахты в аренду, государство зафиксировало ее стоимость в размере 250 млн. грн., а сейчас независимые эксперты оценивают ее в 1,25 млрд. грн. «За время управления шахтой выросли основные фонды, было установлено различное оборудование, внесены инвестиции, то есть, в собственности коллектива теперь находится около 80%»,– пояснял он.

Ефим Звягильский ничего не делает просто так. Оборудование закупает – чтобы выкупить шахту. А в депутаты идет – чтобы протолкнуть необходимый для этого законопроект. На его счастье, пал «антинародный» режим Кучмы, при котором мандат нужен был Звягильскому для собственной безопасности, и то не помог.

Осенью 1994 года Комиссия по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией рассмотрела представление Генеральной прокуратуры о даче согласия на привлечение народного депутата Звягильского к уголовной ответственности. Он обвинялся в том, что, будучи исполняющим обязанности премьер-министра Украины, в соучастии с должностными лицами коммерческого «Дамиана-банка», на протяжении 1993-1994 годов совершил ряд торгово-финансовых операций, в процессе которых были похищены государственные средства на сумму более 25 миллионов долларов США. По версии обвинения, по инициативе и при содействии Ефима Звягильского в 1993 году внешнеторговым объединением «Укринвалютторг» был подписан контракт с греческой фирмой «Уквар Петролеум» о продаже ей 200 тысяч тонн авиационного горючего по цене 4,5 миллиона карбованцев за тонну. Звягильский, несмотря на многочисленные протесты специалистов, от имени Кабмина издал соответствующее постановление № 957-16 «Об экспорте авиационного топлива», чем фактически санкционировал продажу нефтепродуктов из неснижаемых запасов Госкомрезерва Украины. По его указанию расчеты совершались не через «Укрэксимбанк», как требовал того контракт, а через «Дамиана-банк». Общая сумма ущерба составила более 5 миллионов долларов США. Звягильского также обвиняли в том, что в ноябре 1993 года он организовал конвертацию иностранной валюты из госбюджета. В результате чего на скрываемый счет «Дамиана-банка» было перечислено 8 миллионов долларов США. После этого через фиктивно созданную фирму «Рейтинг» в госбюджет было возвращено только $5 миллионов.

Кроме того, прокуратура заявляла, что Звягильский неоднократно требовал от руководства государственного концерна «Украгротехсервис» перечислить фиктивно созданной швейцарской фирме «Гленкур Интернасьйональ Эс Эй» 20 миллионов долларов, вроде принадлежащих этой фирме за поставку нефтепродуктов на Украину.

Но руководством концерна незаконные требования выполнены не были. Тогда преступная группа по сфальсифицированным документам через «Дамиана-банк» все же сняла эти деньги с валютного счета «Украгротехсервиса».

Депутаты дали добро на арест своего коллеги, сняв с него депутатскую неприкосновенность. Звягильскому, на момент лишения его депутатского иммунитета находившемуся в Израиле, и поэтому избежавшему ареста, грозило от 10 до 15 лет лишения свободы. Однако к 1998 году «дело Звягильского» как-то рассосалось, и Ефим Леонидович смог вернуться в стены Верховной Рады.

Некоторые украинские СМИ утверждают, что самые большие махинации Звягильский проворачивал вовсе не с греческим керосином, а с украинским металлом. Двигателем аферы якобы выступал его зять, бывший хирург по кличке «Гной» – Владимир Вечерко.

Получив в свое распоряжение одно из коксо-химических производств, Вечерко внедрился на предприятия черной металлургии и добился через тестя квот на экспорт. Экспорт металла из Украины тогда осуществлялся по следующей схеме. Например, некий металлургический комбинат продавал по бросовой цене полуфабрикаты или отходы производства частной фирме, как правило, СП. Фирма сдавала металлолом, который «переплавлялся» на том же меткомбинате и использовался для производства квадратной заготовки, но уже на «давальческих условиях». Квадрат шел на экспорт.

Бизнес развивался настолько успешно, что Вечерко заинтересовался тогдашний криминальный хозяин Донбасса Ахать Брагин. Зятю Звягильского пришлось бежать в Россию. Там он организовал поставку на Донбасс… коксующихся углей тоже при помощи тестя. Затем занялся нефтью. В России Вечерко заинтересовались и правоохранительные органы, и криминальные круги (по слухам с подачи того же Брагина). После неудавшегося покушения в Москве, он выехал в Швейцарию. Семья воссоединилась после того, как Звягильский сбежал с Украины. Сегодня Вечерко – нардеп от Партии Регионов, он прошел 76-м по списку.

«Металлические» дела долго не всплывали потому, что начинало их святое семейство еще при премьере Кучме. Компрометирующие документы были опубликованы только в 2000 году, когда тогдашняя оппозиция пыталась начать процедуру импичмента. Выяснилось, что в марте 1993 года нардеп Звягильский, пребывая в должности председателя Донецкого горисполкома, направил премьеру Кучме депутатское обращение о выкупе в пользу Донецкого горсовета и предприятия «Донецквторцветмет» части уставного капитала у немецкой фиримы «Varex» (Мюнхен) – партнера по СП «Донкавамет», и выделение для этого 35-40 миллионов немецких марок. Кучма дал добро.

Что касается «Донкавмет», по некоторым данным, основой бизнеса фирмы была переправка за рубеж, преимущественно в Германию, меди и бронзы в слитках, запаянных сверху цинком и прочими менее ценными металлами. Кроме того, СП реализовывало весьма дорогие материалы по чрезвычайно низким ценам.

Собственно говоря, не так уж важно, бензиновыми или керосиновыми махинациями занимался Звягильский. Главное, что вывез он из Украины весьма солидный капитал. Как писала тогда влиятельная газета немецких деловых кругов «Хандельсблатт»: «Попытка бывшего вице-премьера Украины внести на счет одного из израильских банков 300 млн. долларов наличными вызвала большую тревогу израильских властей. Гость из Киева привез связанные в пачки банкноты в дипломатическом багаже. Вследствие этого беспрецедентного случая состоялось закрытое заседание Кабинета министров Израиля, и было принято решение по мерам эффективного противостояния мафии из бывшего СССР».

Есть еще одна версия обогащения Звягильского, связанная с именем тогдашнего главы Нацбанка Виктора Ющенко. Они совместными усилиями увеличили денежную массу в стране до 22,5 триллионов карбованцев, что привело к гиперинфляции. В этих условиях даже краткосрочные кредиты, выдаваемые только своим людям, позволяли заработать от 50 до 100 тысяч долларов на каждом миллиарде. Причем, 15% процентов от каждого кредита обналичивалось и отдавалось в качестве отката. Говорят, именно с той поры Звягильский завел традицию приглашать Ющенко на свои дни рождения.

Так что можно быть уверенным: «Шахту имени Засядько» не закроют. Виновными в трагедии объявят стрелочников, и уже в следующем году проведет приватизацию.