Общественная палата обучит милиционеров религиозной грамотности

Комиссия Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести написала памятку для сотрудников правоохранительных органов, как надо учитывать религиозный фактор в их работе. Пособие называется «Религия и правопорядок в России». Ее уже согласовали с МВД, и предисловие к брошюре напишет министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Текст памятки попал в распоряжение «Газеты», а рядовые сотрудники милиции увидят ее только в начале декабря, как раз во время выборов в Госдуму. 

В памятке подробно рассказано о четырех религиях: православии, исламе, иудаизме, буддизме - и о том, как милиционер должен обращаться с последователями этих религий. Описаны основы каждой религии, рассказано о главных праздниках, иерархии и обрядах, обычаях. В памятке указаны даже телефоны и адреса учреждений, в которые нужно обращаться, если, например, родители разыскивают своего отпрыска, который без их разрешения решил уйти в монастырь. Есть в брошюре и конкретные рекомендации: как правильно обращаться к священнослужителям. Подробно описано, в какой одежде можно заходить в храмы, мечети и синагоги. Но сотрудники правоохранительных органов считают, что личный состав вряд ли будет руководствоваться наставлениями Общественной палаты и 100-тысячный тираж затеряется на складах районных отделений милиции.

Макеты брошюры должны были подготовить еще в конце мая, но составление текста затянулось, и окончательный вариант памятки написали только сейчас. Ее планируется напечатать тиражом 100 тысяч экземпляров к началу декабря.

Председатель комиссии Общественной палаты (ОП) по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков рассказал в интервью «Газете», что эта памятка адресована прежде всего рядовым сотрудникам милиции, которые в ежедневной работе сталкиваются с представителями разных религий. «Им необходимо учитывать культурные, этнические и религиозные особенности и с точки зрения уважения прав и достоинства, и с точки зрения понимания ситуации, а иногда и сути и причин конфликта, правонарушений и преступлений, - отметил Тишков. - Я по своему опыту знаю, что коллизий, нарушений, а зачастую просто ошибок достаточно».

Однако, как заявил корреспонденту «Газеты» один из офицеров центрального аппарата МВД, рекомендации ОП вряд ли послужат руководством к действию для личного состава правоохранительных органов. «Все приказы, инструкции, наставления и рекомендации, которыми руководствуется личный состав в своей служебной деятельности, утверждаются приказом министра внутренних дел, - сказал источник. - Проблемы взаимодействия милиции с религиозными организациями и обычными гражданами не связаны с религиозной безграмотностью сотрудников. Они проистекают оттого, что сотрудники зачастую пренебрежительно относятся к правам и свободам личности».

Буддистов забыли

В разделе, посвященном православию, отдельно рассказано о мошенниках, которые выдают себя за священников или монахов и, пользуясь авторитетом Русской православной церкви, зарабатывают деньги. В такой ситуации брошюра рекомендует обращаться в приходы и епархиальные управления.

Рассказывая о специфике ислама, авторы подчеркивают, что в общении с мусульманином нельзя негативно высказываться об Аллахе и его посланниках. Кроме того, «из лексикона сотрудников правоохранительных органов категорически необходимо исключить бранные выражения и негативные высказывания в адрес родителей и старших родственников мусульманина».

Множество проблем у милиционеров может возникнуть с иудеями в Шаббат и дни религиозных праздников. В иудаизме по субботам строго запрещено носить с собой какие-либо предметы, использовать деньги и документы, писать и пользоваться транспортом. Так что при задержании в субботу правоверный иудей при всем желании не сможет ни предъявить документы, ни проехать на милицейской машине в отделение, ни подписать протокол, ни даже откупиться. Правда, авторы памятки не удосужились написать, как все-таки поступать милиционеру в такой ситуации.

Меньше всего внимания авторы брошюры уделили буддизму. В главе, посвященной этой религии, ничего не написано о специфике работы с буддистами. Видимо, у милиционеров редко возникают проблемы с представителями этой религии.

Отдельно в памятке отмечено, что в храмы, мечети и синагоги строго запрещено входить с собаками. Ведь церковь, например, в таком случае придется переосвящать. Но как действовать в случае, если в здании заложена бомба и необходимо пустить туда служебных собак, не сказано.

Как пояснил источник «Газеты» в центральном аппарате МВД, саперы будут действовать в религиозных зданиях так же, как и в других, потому что никакого особого статуса эти объекты не имеют. «Единственный правовой иммунитет, который есть у священнослужителей, - это свидетельский иммунитет относительно сведений, полученных на исповеди. Во всех других случаях они подчинены обычным законам», - сказал источник.

Альтернативное мнение

Представители конфессий считают, что рекомендации Общественной палаты мало что изменят в реальной работе правоохранительных органов. Глава Ассоциации мусульманских журналистов Радик Амиров уверен, что одной инициативы ОП мало и милиционеры будут действовать по-прежнему, совершенно не учитывая религиозную принадлежность задерживаемых.



«В таких рекомендациях есть плюс, но, к сожалению, одним документом ничего не изменишь, - сказал он корреспонденту «Газеты». - Процесс изменения психологии сотрудников правоохранительных органов займет еще очень много времени. Как учитывать религиозный фактор, надо учить еще в школах милиции и в институтах МВД». Сходного мнения придерживается и адвокат Леонид Ольшанский. Он приветствует выпуск памятки и считает, что в ней все верно и почти нет недостатков. Но он убежден, что надо проводить зачеты по знанию этого документа, иначе рядовые сотрудники забудут о нем на следующий день.

«Уровень сотрудников патрульно-постовой службы крайне низок, потому что там работают люди со средним образованием, - заявил адвокат в интервью "Газете". - По сути, эта памятка - хороший патрон, который надо вставить в хорошее ружье. Только тогда она сработает».

Мировой опыт

В начале октября Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью представила свои рекомендации по борьбе с расовой дискриминацией в рядах полиции. Правда, в отличие от российского аналога, там не было подробной информации о религиях, зато содержались конкретные рекомендации, например, по формированию личного состава полиции из представителей разных конфессий и национальностей.

В памятке ОП этот пункт тоже есть, зато не предлагается, например, запретить слежку и проведение расследований против личности только на основании расовой принадлежности, цвета кожи, языка, религии, национальности или этнического происхождения. В рекомендациях Европейской комиссии также предлагается расследовать все случаи расовой дискриминации со стороны полицейских и вести мониторинг всех расистских инцидентов.

Вас устраивает, как с вами милиция разговаривает?

Малик Сайдуллаев, бизнесмен:

Наверное, лишь в редких случаях кто-то сможет ответить на этот вопрос положительно. Конечно, нужно, чтобы наша милиция в соответствии со своим уставом и полномочиями все же обращалась с нами как с гражданами Российской Федерации. Но, к сожалению, люди в погонах чаще всего, мягко говоря, ведут себя грубо и пренебрежительно.

Хотелось бы, чтобы руководство МВД работало над культурой общения с людьми. Да и вообще нашей милиции не помешает знать нормальный русский язык, а не только нецензурную лексику.

Помню, как-то ко мне на фирму пришли двое сотрудников милиции - майор и капитан - и заставили моего компьютерщика показать кое-какие электронные документы. Когда я спросил: "А на каком основании вы проводите эти действия?" - то они начали показывать гонор и трясти своими удостоверениями. Но меня этим не запугаешь!

Юрий Лоза, певец, композитор, поэт:

Думаю, что известные и публичные люди не являются в этом смысле показателем. Как правило, милиционеры ко мне относятся очень уважительно. Но я же не рядовой член общества, и они меня знают.

Ни для кого не является секретом, что милиционеры с артистами разговаривают совершенно по-другому. Никакого хамства со стороны представителей органов внутренних дел я абсолютно не могу вспомнить. Наоборот, они иногда просят автографы, а гаишники проверяют документы и говорят: «Давай, Юрок, счастливого пути!»

А когда несколько лет назад из моей студии украли аппаратуру, то милиционеры были ко мне особенно внимательны. Правда, вора я сам нашел, но они же его арестовывали. Просто я все организовал и сказал им, куда поехать и кого взять. Более того, дал им машины, накормил и напоил.

Я с милицией в полном контакте. К тем, кого милиционеры знают, они и относятся положительно. Как и у всех публичных людей, у меня очень много рычагов давления, и они подспудно понимают, что если поведут себя не так, то это будет моя любимая история на всех каналах. Меня же представители СМИ постоянно о чем-то спрашивают. Вот и вы позвонили...

Алексей Яблоков, профессор, член-корреспондент РАН:

Года полтора назад мы обращались в милицию, и меня очень удивило, что наш случай просто не хотят фиксировать, хотя это было если не ограбление, то уж точно кража. Все происходило в Москве, и сотрудники отделения ну никак не хотели оставлять в книге дежурств запись о нашем обращении. Дело кончилось тем, что милиционеры так ничего и не зафиксировали.

А из положительного опыта в общении с представителями органов внутренних дел могу вспомнить, что у меня в последние год-два с ними вообще нет никаких контактов.

Александр Адабашьян, режиссер, художник:

Не всегда. У меня был случай, когда, мягко говоря, недостаточно вежливо общались со мной. А случалось, что и вообще откровенно вымогали взятку за то нарушение, которого не было. Все это касается нашей доблестной ГАИ.

Но были и эпизоды, когда милиционеры на самом деле олицетворяли саму любезность. Так что я не могу сказать, что милиция как-то очень сильно отличается от представителей каких-то других служб. Исходя из моего опыта, приблизительно в восьми случаях общения с милицией из десяти они были вежливы, а два случая связаны с хамством.

Источник: http://gzt.ru/society/2007/11/01/220201.html

2
1254
0