Вопрос о размещении американского радара в Чехии далек от решения

На модерации Отложенный

Премьер-министр Чехии недавно заявил, что его правительство готово к компромиссу с Россией по вопросу американской ПРО. Однако такой компромисс не устраивает Россию, о чем недвусмысленно дал понять глава российского МИДа Сергей Лавров. В то же время, возможно, России вообще не придется о чем-то договариваться с Чехией из-за слабых позиций правящей коалиции последней.

По словам премьера Мирека Тополанека, компромисс возможен в том смысле, что Чехия согласится на непостоянное присутствие российских наблюдателей на РЛС американской системы ПРО в стране. Российский МИД заявил о неприемлемости такого предложения. По словам Лаврова, разовые инспекции не имеют смысла и "только усиливают наши подозрения". "Раз не хотят, чтобы наши офицеры присутствовали там постоянно, то, получается – есть что скрывать. Это не добавляет транспарентности и доверия", – добавил шеф российского МИДа.

Строго говоря, предложение Тополанека не является какой-то новацией. Еще раньше чешские официальные лица заявляли о своем согласии на краткосрочное присутствие российских наблюдателей на американской РЛС. Вице-премьер правительства Чехии Александр Вондра в апреле говорил о возможности российских инспекций американского радара в Чехии. При этом и Польша, которая, также как и Чехия, ранее согласилась на размещение на своей территории объекта ПРО США, устами своего министра иностранных дел Радослава Сикорского заявляла, что не возражает против временного присутствия российских инспекторов на американской базе противоракет.

Помимо слов о готовности к компромиссу, Тополанек также заявил, что вопрос о размещении американского радара решен окончательно. Это, однако, не совсем так.

Премьер-министр демократической страны, говоря о бесповоротности чешского выбора в отношении радара США, как-то забывает, что 70 % граждан его страны не поддерживает планы размещения РЛС США. Он также забывает, что его правящая коалиция обладает в парламенте совсем небольшим преимуществом. Это в очередной раз продемонстрировало голосование о вотуме недоверия кабинету министров Тополанека, состоявшееся в среду. За отставку правительства Тополанека проголосовало 96 депутатов от социал-демократической и коммунистической партий, а против – 97 парламентариев, поддерживающих коалицию.

Для того, чтобы отставка стала фактом не хватило пяти голосов.

Не стоит также премьер-министру забывать, что одной из причин голосования о недоверии правительству стал как раз вопрос о строительстве радара ПРО на территории Чехии вопреки массовому общественному недовольству.

Результат голосования по вопросу о доверии правительству – 96 против 97 – показал, что большинство у правящей коалиции минимальное. Ранее считалось, что это – два голоса, теперь выяснилось, что только один. И если депутаты по понятным причинам были склонны поддержать правительство (это вопрос их политического выживания, так как региональные выборы, прошедшие в конце прошлой недели, показали растущую популярность оппозиции), то в отношении голосования по радару все может получиться иначе. Тем более, что, как известно, "зеленые", являющиеся составной частью коалиции, всегда очень скептично относились к американской ПРО. Их не устраивает то, что администрация президента Буша не дает гарантий включения радара в оборонную систему НАТО. Им также нужно одобрение планов по строительству РЛС со стороны Евросоюза. Поэтому результат голосования по радару совсем еще не предопределен, как об этом заявляет чешский премьер.

Кстати, планы размещения радара уже ударили по имиджу Чехии в Европе. Американская ПРО может стоить Праге президентства в Евросоюзе, пишет австрийская газета "Курьер". Издание указывает на то, что маленькая Чехия может не справиться с ролью председателя Евросоюза в столь сложный и ответственный период. Кроме того, в ЕС сильно сомневаются в проевропейской политике чешского правительства. Внешнюю политику Чехии в Брюсселе и Страсбурге считают, скорее, проамериканской.

Голосование по поводу американской РЛС, которое должно состояться в рамках нынешней парламентской сессии, покажет, на кого же в самом деле ориентируется Прага: на Вашингтон или Брюссель.

Алексей Тимофейчев